Сама Хиллари Клинтон пока официально не объявляла о намерении участвовать в президентской гонке, однако такой возможности никогда не отрицала. Эксперт кафедры международных отношений МГИМО Андрей Сушенцов считает, что
«слова Обамы точно можно трактовать как поддержку». «Теперь вопрос только в том, когда именно Клинтон объявит о своем решении баллотироваться», — говорит эксперт.
Бывшая первая леди США начала борьбу за президентское кресло еще в 2008 году. Тогда ее главным конкурентом на праймериз был как раз Барак Обама, с которым они обменялись не одним десятком весомых оскорблений. После победы Обамы Клинтон проглотила обиду и согласилась занять в его администрации пост госсекретаря. Следующие выборы она пропустила, но вскоре после инаугурации Обамы на второй срок ушла в отставку. Это, по мнению большинства наблюдателей, означало, что она раскрывает свои политические амбиции и начинает подготовку к предвыборной кампании.
Поддержка со стороны Обамы вполне понятна, говорит Сушенцов: «У него нет своего «наследника», своей политической династии. Зато у него есть опыт долгого сотрудничества с Клинтон.
Когда твой враг становится твоим союзником — обычно этим оба дорожат».
К тому же, по словам политолога, у демократов на ближайших выборах просто нет альтернатив.
Эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман комментирует несколько осторожнее: «То, что Обама высказался в поддержку Клинтон, еще не означает, что принято окончательное решение. Хиллари Клинтон хочет баллотироваться, это известно давно. Но все-таки кандидатура от партии определяется позже».
«Клинтон — безусловно очень сильный кандидат, тут нет никаких сомнений, — продолжает Липман. — Она была кандидатом на выборах шесть лет тому назад и в очень-очень острой борьбе уступила Обаме. Клинтон безусловно будет поддержана, но существенную роль будет играть, кто еще заявит о своем желании соревноваться. Могут появится какие-то неожиданные люди, как появился в свое время Обама, который тогда был малоизвестный политик, но у него был чрезвычайно стремительный и бурный период, во время которого он и завоевал популярность».
По словам Липман, успех кандидата зависит от двух вещей — хода праймериз, на которых свои голоса отдают активные члены партии, и симпатии партийной элиты: «Кампания американского президента — дело чрезвычайно дорогое. И на кого ставит партия, ради кого она готовить потратить деньги — это очень важная вещь».
C этим у Клинтон все в порядке. Еще во время предвыборной борьбы с Бараком Обамой элита Демократической партии в большей степени поддерживала именно Клинтон — у нее были обширные связи.
«Она из политической семьи — первой семьи в Америке в то время, когда Билл Клинтон был президентом. А это было очень успешное президентство, и, конечно, истеблишмент партии склонен поддерживать такого кандидата», — объясняет Мария Липман. И хотя в итоге решение было принято в пользу Барака Обамы, партийная поддержка у Клинтон все еще осталась.
Несколько сложнее обстоит дело с ее пребыванием на должности госсекретаря. «Внешняя политика Обамы считается крайне неудачной, поэтому для Демократической партии такой кандидат, как Хилари Клинтон, с ее огромным внешнеполитическим опытом, будет существенным преимуществом», — говорит Липман.
Однако, как считает Сушенцов, не следует преуменьшать чувство дискомфорта американцев относительно фигуры Клинтон. «Она уходила с поста госсекретаря со смешанным наследием, нельзя сказать, что ее пребывание на этом посту было стопроцентным успехом», — говорит Сушенцов. Именно во время пребывания Клинтон на этом посту разразились два громких скандала: утечки WikiLeaks и гибель американского посла в Ливии в сентябре 2012 года, которая стала кульминацией американской кампании в этой стране.
Остается еще один очень важный фактор — борьба за гендерное равноправие.
«В Америке был и есть президент афроамериканского происхождения, а женщины еще не было», — говорит Липман.
«Все развитие там движений за разнообразные права подталкивает Америку к тому, что уже пора, чтобы президентом стала женщина. Это все, конечно, преимущество Клинтон». Однако, по словам Липман, «Республиканская партия это понимает, и там тоже наверняка будут кандидаты-женщины».
На сегодняшний день, по мнению экспертов, конкурентов среди однопартийцев у Хиллари Клинтон нет. Звучат предположения, что в гонку может вступить нынешний вице-президент Джо Байден, но делать такие прогнозы заставляют в большей степени политические традиции.
Когда заканчивается чье-либо президентство, логично предполагать, что вице-президент заявит свое право стать кандидатом, как это, например, происходило с Альбертом Гором после президентства Клинтона. Но против Байдена играет его возраст (ему сейчас 72 года). «Едва ли у Байдена есть шансы против Хиллари Клинтон», — считает эксперт центра Карнеги.
С кем из республиканцев может побороться Клинтон, тоже пока неясно. Один из наиболее вероятных кандидатов — Митт Ромни, который проиграл Обаме предыдущие выборы.
Правда, у Республиканской партии остается та же проблема, что на выборах 2008 года: внутренний раскол между радикально-консервативным крылом и более прагматичным. «Это означает, что кандидату будет трудно консолидировать поддержку партии целиком. Ромни тогда был компромиссной фигурой. Я думаю, сейчас очень усиленно идет поиск новых людей и новых имен», — говорит Липман.
«Это последние крупные выборы Клинтон. Это последний ее шанс, учитывая ее возраст (67 лет), — резюмирует Сушенцов. — Если неуспех, то она, вероятнее всего, сойдет со сцены, но останется в истории как одна из самых сильных женщин-политиков последнего времени».