«Вам следовало прийти раньше, вы уже опоздали», — в ЦВК (Центральной избирательной комиссии Украины) пустынно. Только дед из Крыма ругался с представителем комиссии, монотонно бубня, что не уйдет, пока не добьется своего.
«Ну и что, что опоздал. Я аж с Крыма доперся! Между прочим, это моя страна и президент мой, так что организуйте уж как-нибудь, внесите меня в свой реестр», — дед не унимался.
По закону жителям Крыма, пожелавшим принять участие в выборах, следовало оповестить комиссию о своем решении за пять дней до голосования. По всей территории ЦВК дежурили волонтеры с сине-желтыми повязками на рукавах — активисты «Спильны справа», которые пришли сюда, чтобы «не допустить провокаций»: время от времени в милицию поступают сообщения о бомбе в здании центральной комиссии, а по ночам кто-то взрывает фейерверки и дымовые шашки.
Спрашиваю одного из дежурных, Артема, что это за черные разводы на лестнице у центрального входа.
«А это дня два назад дурили, — кивает он куда-то за спину. — Пришли человек 20 с дымовухами, в матюгальник поорали, выразили «мирный протест». Они из Одессы были, Труханов (кандидат в мэры Одессы. — «Газета.Ru») им не нравится. Ну мы их разогнали цивилизованно».
Артему 24 года, он дежурит у ЦВК с 20 декабря. В тот день он оказался в Киеве проездом, возвращаясь домой в Харьковскую область, да так здесь и остался. «Никогда не был патриотом, но увидел Майдан — и как-то меня это тронуло. Вообще необъяснимое чувство, уж как на меня это все не похоже…
Я вообще-то так деньги люблю, мать до сих пор не верит, что я тут бесплатно сижу». С матерью, которая осталась в Харькове, Артем общаться перестал — «у них от Киселева совсем крыша поехала».
«Многие спрашивают, кого хотите видеть президентом? А я не вижу достойного кандидата. Но в сложившейся ситуации стране нужен легитимный президент, для того чтобы все это безобразие прекратилось. Нужен главнокомандующий. А эти (временные власти Украины. — «Газета.Ru») что — они ж, вон, ничего не могут сделать», — возмущается Артем.
А пока «безобразие не прекратилось», он занимается поддержанием порядка у ЦВК, чтобы выборы не сорвали: «Нам этого допустить нельзя, иначе совсем ничего не исправишь». Действительно, многие киевляне на вопрос, за кого бы им хотелось проголосовать, отвечают, что достойного лидера у страны нет (по рейтингам при этом с большим отрывом лидирует Петр Порошенко). Но это не мешает им собираться на выборы в воскресенье.
На Майдане в пятницу бурлила жизнь. Туристы разбирали на сувениры значки с символикой Украины, половые коврики с портретом Януковича, кокошники. «Брелки, визитки Яроша», — распевал пожилой мужчина за импровизированным прилавком.
С украшенного воздушными шарами водомета родители пытались стащить орущего ребенка. В сотне метров от него выступала перед публикой кандидат в мэры Киева Леся Оробец, на фоне баннера «Едина Украина» с поднятыми руками в медитации застыли несколько человек. «Истина, доброта и терпение», — гласила надпись за их спинами.
«А что нам выборы? Пока стоим. Когда власть будет делать то, что народ хочет, тогда и разойдемся. Нет — так перевыберем», — горячился кто-то в палатке самообороны Майдана. За палаткой играли на фортепьяно.
В штабе «Правого сектора» (организация запрещена в России) со мной разговаривать не хотели: «С российскими журналистами нет желания общаться, все перевернете». Только после нескольких минут уговоров ко мне вышел мужчина лет 45, представившийся Вьетнамцем, начальником штаба.
— Голосовать пойдете?
— Пойду, конечно, куда деваться. За Ляшко пойду, он один с нами тут остался, биты народу раздавал. Остальные струсили.
— Вы верите в предстоящие выборы?
— Честно? Нет. Я даже не верю в то, что не будет третьего Майдана. Если Тимошенко не выиграет, а она их не выиграет, то, скорее всего, у нас будет противостояние с ее движением сопротивления… А третий Майдан будет самым жестоким. Люди научились воевать, у народа на руках появилось нелегальное оружие… А так бы, конечно, хотелось, чтобы после выборов все это закончилось. Все мы устали тут, если честно.
— А что после выборов?
— А после выборов вернем Крым и дальше будем Донбасс отвоевывать. Великую Отечественную мы там не устроим, но диверсии будут будь здоров, мало не покажется.