Ранним утром во вторник Киев продемонстрировал свою реакцию на сепаратистские действия в восточных регионах Украины. Бойцы спецназа МВД взяли штурмом захваченное горожанами здание Харьковской облгосадминистрации (ОГА).
Как позже сообщил министр МВД Арсен Аваков, спецоперация прошла без единого выстрела. В свою очередь укрепившиеся в здании ополченцы встретили силовиков огнем из травматического оружия, а отступая, подожгли здание.
Протестующие заявили о большом количестве раненых, включая пострадавших с оторванными пальцами.
В результате операции МВД Украины задержало 70 человек, включая лидера одного из пророссийских движений УВБ («Украинский восточный блок») в Харькове Егора Логвинова. С утра вторника здание ОГА находилось под охраной вооруженных бойцов в масках без опознавательных знаков — предположительно членов национальной гвардии.
Таким образом, бунт в Харькове был подавлен.
Вероятно, вслед за Харьковым (который ввиду своей близости к Киеву стал первым пунктом назначения бойцов Нацгвардии) последуют Донецк и Луганск.
На такое развитие событий намекает и сам Аваков, говоря о стягивании войск на восток страны.
«Операцию проводило спецподразделение, передислоцированное в Харьков в составе общей группировки сил МВД, которое мы начали перемещать на восток страны с целью усилить позиции на востоке Украины, защищаясь от внешнего навязываемого сепаратистского бунта», — заявил министр.
Примечательно, что разборки с сепаратистами и подавление беспорядков Киев не доверил местным силовикам. Едва начались беспорядки, как Арсен Аваков строго запретил восточной милиции жестко реагировать на захват зданий. Вероятно, из осторожности — случайный выстрел и кровь могли бы осложнить ситуацию и сделать протест неконтролируемым.
Позже выяснилась и другая причина — силовики с востока Украины оказались не настолько лояльны киевской власти, чтобы разбираться с земляками. Это признал и сам Аваков. «По итогом этих двух дней противостояний в Харькове мною будут сделаны выводы по кадровому составу подразделений милиции области, — заявил он. — Многое из того, что я увидел, больше походило на саботаж, нежели на службу».
Тем временем в Донецке и Луганске, где несколько городских объектов по-прежнему удерживаются сепаратистски настроенными горожанами, царит хрупкое равновесие. В Донецке захваченными остаются здание ОГА и Службы безопасности Украины. Возле них уже возведены самодельные баррикады и поставлены бочки для обогрева.
Несмотря на то что во вторник мэр Донецка Александр Лукьянченко сообщил о сдаче протестующими части оружия, освобождать здания они не намерены и настаивают на проведении референдума о самоопределении и незаконности киевских властей.
В Луганске же захвачено только здание СБУ, однако мятежники открыли арсенал и вооружились. Также возле здания начали появляться баррикады, а активисты принялись за производство «коктейлей Молотова».
К вечеру украинская СБУ сообщила о том, что протестующие в Луганске заминировали здание СБУ и удерживают в нем несколько десятков заложников, что указывает на сходство их действий с террористами. Не исключено, что таким образом украинские силовики готовят почву для грядущих жестких действий по подавлению сепаратизма.
Протестующие, впрочем, оперативно опровергли сообщение и назвали его провокацией.
Заминка киевских силовиков перед тем, как направиться зачищать Донецк (а затем и Луганск), может быть связана с тем, что протестные акции в этих регионах на Украине связывают с влиянием якобы пророссийски настроенного олигарха Рината Ахметова. В связи с этим интригующей остается и позиция России. Пока нет ни одного достоверного факта, указывающего на прямую поддержку Кремлем пророссийских активистов на востоке Украины.
В отличие от крымских событий, когда российские власти аккуратно, но жестко вели ситуацию с полуостровом к желаемому итогу, в данном случае участие России не очевидно. Впрочем, на международной арене российские дипломаты демонстрируют озабоченность происходящим, однако же не выходящую за рамки увещеваний и пожеланий.
«Мы за то, чтобы юг и восток Украины были бы представлены на таких мероприятиях», — заявил глава российского МИДа Сергей Лавров во вторник.
Близкие к Кремлю политологи разошлись во мнениях.
Евгений Минченко полагает, что роль Москвы во всплеске сепаратизма сильно переоценена и проводить параллели с крымским сценарием не стоит. На его взгляд, на юго-востоке разыгрывается сценарий согласованной игры Юлии Тимошенко и магната Рината Ахметова.
Тимошенко, чьи рейтинги падают перед президентскими выборами, создает себе образ политика-дипломата, не допустившего отторжения юго-востока. Сам всплеск сепаратизма мог быть инспирирован олигархом.
«Ахметов захватил Партию регионов и поддержал кандидата в президенты Михаила Добкина, который играет на стороне Тимошенко в роли удобного спарринг-партнера, что было видно на программе у Савика Шустера. Влияние Москвы очень переоценено в этой ситуации», — полагает Минченко.
Политолог Ростислав Ищенко, напротив, не считает, что ключевую роль в событиях играет дуэт Тимошенко и Ахметова. Влияние миллиардера, по его мнению, преувеличено, он пытается маневрировать и не ссориться с киевской властью.
Эксперт в беседе с «Газетой.Ru» наметил три возможных сценария развития событий: постепенно волна сепаратизма пойдет по всему юго-востоку, и Киев его потеряет, он станет неформально независимым; попытка силового давления Киева приведет к вмешательству Российской Федерации; Киев решится на силовой вариант, Россия не станет вмешиваться, сопротивление Киев подавит, но проблема будет решена только на время, юго-восток навсегда останется проблемным регионом.
«Оптимальный вариант переговоров и федерализации я не рассматриваю, — говорит Ищенко. — Киевские власти уже столько раз назвали федерализм сепаратизмом и обещали сажать за него».
Украинские эксперты не имеют единого мнения по поводу происходящего на юго-востоке страны. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что главная причина, по которой люди в регионах вышли на улицы, — угроза разрыва экономических отношений с Россией.
«Для них это означает поголовную безработицу и проблемы с поездками на заработки в Россию», — считает эксперт.
В то же время политолог отмечает, что бунты поддерживают и местные олигархи: для них важно вернуть контроль над ситуацией в Киеве. Сепаратистов, в частности, могут поддерживать все влиятельные депутаты из Партии регионов.
При этом недовольство киевской властью могут выгодно для себя использовать и два кандидата в президенты — и Юлия Тимошенко, и Петр Порошенко. Все зависит от того, кто больше сделает для того, чтобы понравиться здешнему электорату.
«Власть будет пытаться бороться, но она очень слабая и рано или поздно ей придется пойти на уступки олигархам», — резюмирует Охрименко.
Глава Центра военно-политических исследований и координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук считает, что ситуация в регионах остается напряженной, но реальное отделение Донбасса от Украины стране не грозит.
«Планы по присоединению юго-восточных областей Украины к России уже на повестке дня не стоят. Москва от сепаратистов отказалась», — убежден эксперт.
«Пока для Киева все неплохо, — утверждает Тымчук. — И спецслужбы, и правоохранители утверждают, что критической потери контроля над ситуацией нет».
Руководитель центра ПЕНТА Владимир Фесенко говорит, что главная задача сепаратистов — сорвать проведение в их регионах президентских выборов. Недооценивать ситуацию в регионах он не советует.
«События в регионе крайне серьезные, — уверен политолог. — В очередной раз стало очевидным, что местная власть действует совершенно неэффективно, а правоохранительные органы недееспособны».
Главная же интрига нынешней президентской кампании на Украине — кто соберет больше голосов избирателей в русскоязычных регионах страны.
«По данным социологов, в восточных и южных областях страны не определились со своим выбором около 40% избирателей. Явного фаворита на этой части электорального поля пока нет, — констатирует политолог.
— Сепаратизм на Донбассе — отличный способ получить дополнительные голоса».
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев говорит, что сценарий федерализации страны больше всего выгоден Ахметову и донецкой элите.
«Не сепаратизма, не присоединения Донецка к России, а именно федерализации. Потому что под Путиным Ахметов быть не хочет. Он хочет самостоятельно контролировать регион, в котором живет около 11 млн человек», — говорит бывший советник экс-президента Виктора Ющенко.
Тем временем Украина категорически отвергает идею федерализации и продолжает во всем винить Москву.
«Обострение ситуации в отдельных городах востока и юга Украины инспирировано извне и вызвано подрывной деятельностью Российской Федерации», — заявил во вторник украинский МИД.