Анатолий Локоть, один из влиятельных членов фракции КПРФ, стал третьим за последнее время мэром, избранным в городскую власть от оппозиции. Ранее на выборах главы Петрозаводска победила кандидат от партии «Яблоко» Галина Ширшина, а мэром Екатеринбурга стал оппозиционер Евгений Ройзман.
Локоть победил единоросса Владимира Знаткова, набрав 43,75% голосов, у представителя правящей партии лишь 39,57%.
«Локоть победил на выборах кандидата от «Единой России» из-за неправильной стратегии штаба кандидата от «Единой России» Владимира Знаткова, из-за внутриэлитного конфликта, а также желания Москвы провести конкурентные выборы, парализовавшие городской и областной административные ресурсы», — рассуждает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
«Ошибка штаба Знаткова заключалась в отказе от тотального характера кампании, переоценке данных социологии, ставке на подсушивание выборов, надежде, что большое количество кандидатов автоматически растянут протестный электорат», — продолжает эксперт.
«До отставки губернатора Юрченко (с формулировкой «в связи с утратой доверия») Знатков был фаворитом, что фиксировалось социологами и экспертами. Отставка Юрченко осложнила возможности использования админресурса и нанесла имиджевый урон поддержанному им Знаткову», — отмечает Калачев.
«В штабе Знаткова явно думали, что им поможет невысокая явка. Они ставили на тихую кампанию. Но админресурс не сработал. Все по-честному. И здесь ключевую роль сыграла позиция Москвы», — полагает эксперт.
По мнению Калачева, для Москвы Локоть был приемлемым кандидатом, а день голосования не должен был оставлять сомнения в честности и прозрачности.
В свою очередь, директор Института глобализации Борис Кагарлицкий считает, что ситуация с успешными выборами Локотя показывает, что «власть перестала работать только с «Единой Россией».
«Идет формирование пула региональных лидеров из разных партий, у которых появляется некое пространство свободы», — говорит эксперт. Он также приводит в пример еще одного члена КПРФ — Владимира Потомского, который был назначен врио губернатора Орловской области.
Подобными назначениями власть, считает Кагарлицкий, пытается переложить часть ответственности за ухудшение экономического положения в регионах на плечи оппозиционеров.
Политолог Алексей Макаркин также считает, что Кремль видит в победившем Локоте «умеренную фигуру» и поэтому не препятствовал его избранию.
«Эти конкретные выборы проблем не вызвали, но сам принцип показывает, что власть допускает ошибки», — говорит эксперт.
«Раскол элит, конечно, повлиял. Именно он в числе прочего позволил провести честную электоральную кампанию. Одной установки Москвы могло оказаться мало. Чиновники привыкли к четким указаниям, подтвержденным на всех уровнях власти. Противоречивость сигналов их парализует. Локоть смог отмобилизовать весь свой электорат. Знатков — нет. Многие простые избиратели были уверены в предрешенности победы кандидата ЕР и на выборы не пошли», — подтверждает Калачев.
Победа даже лояльного оппозиционера может заставить Кремль поменять правила игры на региональном уровне, проведя законопроект о прекращении прямых выборов мэров в городах-миллионниках, чтобы не допустить подобного. При этом, несмотря на то что подобное решение может привести к «снижению легитимности», оно вряд ли вызовет массовые протесты, считает эксперт.
«В регионе в отличие от Москвы сложнее выходить на оппозиционные митинги — там все друг друга знают и легче надавить на человека», — говорит Макаркин.
Победа оппозиционного кандидата на выборах мэра — это первая победа представителя системной оппозиции после событий на Украине и присоединения Крыма к России. Хотя КПРФ поддерживала присоединение Крыма, а снявшийся в пользу Локотя депутат-справоросс Илья Пономарев выступал против, позиции кандидатов в этом вопросе не играли роли, считает Макаркин.
«Главное — ЖКХ и дороги, люди считают, что Крым отдельно, а ЖКХ отдельно», — отмечает он.
Сам Локоть в отличие от других членов КПРФ, которые дистанцировались от партии либо перешли в «Единую Россию», после избрания в органы власти, вероятнее всего, останется в партии, считают многие эксперты.
По мнению Кагарлицкого, Локоть в должности мэра крупного города может выступить и потенциальным соперником Геннадия Зюганова за лидерство в партии. «Появление мэра Локотя с сильным ресурсом влияния может привести к новым расколам в КПРФ и нанести удар по Зюганову, который вызывает недовольство у многих в партии», — говорит Кагарлицкий.