«Вставай, страна»
Люди шли из метро непрерывным потоком и собирались в группы перед рамками металлоискателей. Женщина в шубе сжимала в одной руке бумажку с небольшим списком (фамилия, имя, телефон), другой прижимала к уху телефон: «Вера Сергеевна, мы только вашу группу ждем, все остальные собрались… Значит, будем звонить руководству». Лицо ее было решительно: очевидно, руководство, которое не отпустило Веру Сергеевну на митинг, ждал неприятный разговор.
В сотне метров от рамок выстроилась внушительная группа людей числом примерно двести человек – мужчины и женщины стояли шеренгами без флагов и транспарантов, они чего-то ждали.
Возле памятника Пушкину флагов было больше: здесь готовились к старту инициативные граждане, которые решили прийти поддержать решение властей о возможном вводе войск. «Божья воля» во главе с Дмитрием Энтео взяла такой запас своих стягов, что каждому божьевольцу пришлось нести по два флага. Сам Энтео ходил и вовсе со связкой флагштоков, держа их на плече как фаустпатроны.
Затем колонна двинулась. Российские флаги перемежались с георгиевскими, отдельной группой держались представители ФНПР — Федерации независимых профсоюзов России — со своими стягами, полотнища «Единой России» были в некотором меньшинстве. Но все довольно бодро и единодушно кричали: «Майдан не пройдет», «Фашизм не пройдет» и «А-а-а-а-а», которое перекатывалось от головы многотысячной колонны к хвосту.
Оркестр в толпе играл военные песни.
Но если под «Шел солдат» просто пританцовывали, то «Вставай, страна огромная» подхватили практически все.
— А почему такой репертуар? — поинтересовался корреспондент «Газеты.Ru» у немолодой женщины, поющей про страну, которая «встает на смертный бой».
— Напали, конечно, фашисты и бандеровцы! На Крым напали, наши войска должны защитить братскую Украину! — убежденно восклицала она.
При этом перспектива реальных боевых действий участниками митинга не рассматривалась в принципе — на слове «война» практически все опрошенные ненадолго задумывались, а потом со всей решительностью отвергали такую возможность.
«Крым же хочет в Россию, — удивился дедушка в армейском тулупе. — Какая же там может быть война?»
Пройдя от Пушкинской площади до конца Сахаровского проспекта, толпа разошлась. Не последовало ни митингов, ни выступлений.
Напомним, Совет Федерации единогласно одобрил введение российских войск в Крым около шести вечера субботы. В полночь агентства сообщили о запланированных на воскресенье патриотических акциях: мотопробеге «Ночных волков» и шествии «в поддержку братского украинского народа».
Таким образом, патриотические, молодежные и ветеранские организации за ночь с субботы на воскресенье смогли не просто собрать двадцать тысяч сторонников введения российских войск в Крым, но и согласовать мероприятие в мэрии и полиции. Оппозиция, не обладающая такой расторопностью, согласовать ничего не успела и была задержана при попытке провести антивоенные демонстрации у Минобороны и на Манежной площади.
Федеральный закон №54 «О митингах…» предполагает, что такого рода мероприятия должны утверждаться не менее чем за десять дней. Но, очевидно, к такому случаю мэрия решила отнестись как к исключительному.
Московским митингом против Майдана публичные акции не ограничатся. В соцсети «ВКонтакте» создана группа «Народный сход за братский народ», которая собирается провести аналогичные митинги сразу в нескольких городах России. В понедельник акции пройдут в Белгороде, Брянске, Новочеркасске и Ростове-на-Дону, во вторник — в Воронеже, Костроме, Иркутске. Заготовлены следующие лозунги: «Фашизм не пройдет», «Своих не бросаем», «Слава Беркуту», «Путин, я с тобой», «Депутаты, мы с вами».
«Нет войне» как повод для задержания
Сход граждан, настроенных против введения войск на Украину, начался около 14.00, хотя подходы к Манежной площади полицейские огородили заблаговременно.
Ни сама Манежная площадь, ни выход из метро к гостинице в «Москва» перекрыты не были, но повсюду были расставлены заграждения. Например, невозможно было пройти на Манежную со стороны Исторического музея и выхода из метро «Площадь Революции». В то же время торговый центр «Охотный ряд», расположенный под Манежной площадью, продолжал работать в привычном режиме.
По сравнению с аналогичным протестным выходом людей в центр города после оглашения приговора по «болотному делу» вечером понедельника, 24 февраля, имелись различия.
Оцепление было не повсеместным, а полиции и ОМОНа прикомандировали заметно меньше. Не был замечен и 2-й оперативный полк, обычно привлекаемый для задержания участников несанкционированных митингов.
Противники присутствия российского военного контингента в Крыму и на территории Украины собрались рядом с табло, отсчитывавшим время до начала сочинской Олимпиады.
Собравшиеся скандировали «Нет войне!». Неподалеку несколько людей студенческого возраста пели «Пусть всегда будет солнце».
— Ваша акция не согласована с органами исполнительной власти. Просьба разойтись, — отвечал в мегафон полицейский.
— Война не согласована с нами. Вы что, войны хотите, хотите, чтобы кровь пролилась? Чтобы люди погибли? — взывала к полицейскому без жетона немолодая участница акции.
«Мы просто охраняем порядок, ваша акция не согласована», — чеканил в ответ полицейский.
Дальше полицейские применяли привычную тактику: время от времени в толпу вклинивались четыре-пять сотрудников органов правопорядка, они скручивали кого-нибудь и провожали в полицейский автобус, в первую очередь наиболее громких участников акции или тех, у кого в руках были плакаты.
Несколько полицейских совещались между собой, стоит ли им задерживать женщину, стоявшую с абсолютно пустым белым листом ватмана.
Ближе к 16.00 оцепление со стороны Исторического музея было снято, а митингующие были оттеснены от олимпийского табло в сторону метро, к гостинице «Москва». На площадке по-прежнему оставалось около 400–500 человек. Задержания продолжились.
Сайт «ОВД-инфо» сообщает о 361 задержанном на протестных антивоенных акциях в Москве. Примерно в одно и то же время люди вышли к зданию Министерства обороны на Знаменке (там были задержаны 130 человек) и на Манежную площадь (еще 230 человек).