17 февраля на Украине вступил в силу закон об амнистии для участников «евромайдана». К выходным власти освободили под домашний арест всех активистов, которых содержали в СИЗО. Генпрокурор Виктор Пшонка вечером в воскресенье сообщил, что власть готова закрыть уголовные дела против всех активистов.
Согласно закону об амнистии, принятому Верховной радой (оппозиция за него, кстати, не голосовала, поскольку требовала освобождения заложников без условий), митингующие также должны освободить все захваченные админучреждения. И со вчерашнего дня они уже принялись это исполнять. В Киеве демонстранты освободили здание горадминистрации. Ее руководство, в свою очередь, заявило, что никаких претензий к протестующим не имеет, а ремонт в помещении будет произведен на деньги спонсоров.
Кроме того, на выходных активисты «евромайдана» освободили здания Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской и Полтавской областных госадминистраций, а также частично разобрали баррикады на улице Грушевского и некоторых других улицах в центре столицы. Автомобильное движение по ним восстановлено.
Правда, не обошлось без эксцессов. Сразу после того, как здание мэрии было освобождено по приказу комендантов Майдана, туда ворвались неизвестные в масках. Оказалось, что это члены «Коалиции участников помаранчевой революции» (КУПР). Они вынесли из помещения бытовую технику — вентилятор и духовую печь — а потом стали громить коридоры здания при помощи молотков, дубинок и арматуры.
«Нас не интересуют договоренности власти и оппозиции. Закон об амнистии вступил в силу, и все активисты Майдана должны быть освобождены. Так как этого не произошло, мы будем находиться в мэрии», — объяснил лидер организации Сергей Мельниченко. К утру, однако, активисты КУПР полностью передали здание госадминистрации чиновникам.
Западные политики в один голос приветствовали тот факт, что власть и протестующие сделали шаги навстречу друг другу.
Но перемирие между властью и активистами на самом деле весьма хрупкое.
Лидер «Батькивщины» Арсений Яценюк говорит, что следующий ход оппозиции — возврат к конституции 2004 года. А если решить эту проблему в Раде не удастся, то «решение будет приниматься не в парламенте, а на улице», заверил он.
Недовольство официальной оппозицией среди активистов сейчас велико как никогда. «Политики предали людей, «слили» протест и собираются уехать в отпуска. А за что погибали наши патриоты? Это не компромисс, это полная и тотальная победа «регионалов», которые нашли способ ублажить наших титушек», — категорично заявил 32-летний активист из Тернополя Роман.
С подобным заявлением официально выступила и «Независимая женская сотня самообороны». Активисты этой неформальной организации отказались в субботу приходить на 11-е «народное вече» и выступили против разбора баррикад. «Мы не будем принимать участие в «двухсотом» вече, когда разбирают баррикады, на которых погибли настоящие воины Украины», — сказала сотник Ирма Крат.
Такого же мнения придерживается и 35-летний киевлянин Михаил, который последние несколько дней стоял на вахте на улице Грушевского. «Мы не для того стояли на Майдане и Грушевского, чтобы так быстро сдаться. Может, мы в глазах Запада и перестали выглядеть экстремистами, но для власти наши уступки — только демонстрация слабости. И вот-вот они предпримут попытку нас добить», — говорит он.
Один из представителей самообороны, мужчина средних лет из села на Западной Украине, также делится своим возмущением. «Приходит вчера Яценюк и якобы спрашивает наше мнение: как мы отнесемся к тому, что он возглавит правительство. Мы прямо сказали: если так будет — мы его закопаем.
Сволочи — здесь люди за свободу и революцию погибали, а не за их, политиков, посты в правительстве», — объясняет он.
Лидерами Майдана уже сейчас де-факто являются не три лидера оппозиции, а руководители «Правого сектора» Дмитрий Ярош и «Спильной справы» Александр Данилюк. Последний, хоть и находится по политическим причинам в Великобритании, имеет большой авторитет.
Обстановка на Майдане тревожная. Еще вчера днем несколько неизвестных в масках избили трех милиционеров прямо на Крещатике. Останавливать их никто не стал, хотя сотрудникам правоохранительных органов и удалось сбежать. Два милиционера в результате потасовки попали в больницу.
Украинский политолог Руслан Бортник считает, что оппозиция стала заложницей Майдана. «Майдан требует изменений прямо сейчас, без соблюдения правовой процедуры.
И оппозиция оказалась между молотом и наковальней, между властью и Майданом», — объясняет он.
Экс-посол США на Украине Стивен Пайфер уже предупредил: если в ближайшее время на Украине не начнется подлинный политический процесс, напряженность на улицах Киева и в других городах Украины, вероятно, возрастет с новой силой. При этом Пайфер высказался в поддержку визовых и финансовых санкций для Украины со стороны США и ЕС, однако отметил: «Это может помочь, но не стоит думать, что санкции — чудодейственное средство, чтобы решить проблему кризиса».
Независимый политолог Юрий Романенко говорит, что с освобождением админзданий в Киеве закончился первый этап медленной украинской революции. «Для многих он стал холодным душем, потому что оказалось, что и Запад циничный, и лидеры оппозиции продажные, и власть изворотливая», — объясняет он.
Причины временного отступления активистов, по мнению эксперта, следующие: отсутствие лидера и четкой политической структуры у протеста, отсутствие внятного плана действий у оппозиции, завышенные ожидания в отношении Запада.
Сейчас Украина находится на распутье, выбирая между одним из двух возможных сценариев будущего. Если власть пойдет на реальные уступки, согласившись, например, на возвращение конституции-2004, протестные настроения будут угасать. Если же власть на уступки не пойдет, возможен новый этап эскалации насилия, предупреждают активисты и эксперты.