Как и предполагала «Газета.Ru», политсовет партии РПР-ПАРНАС принял решение о перерегистрации членов десяти региональных отделений. Решение стало ответной реакцией на выход из партии одного из сопредседателей Владимира Рыжкова, который считался «хозяином бренда» РПР. Эта мера, с одной стороны, исключает возможность роспуска региональных отделений, с другой – дает возможность произвести ротацию, удалив из руководства ячеек лидеров, способных отколоться от партии. Как сообщил «Газете.Ru» член ФПС Илья Яшин, в десятку попали те отделения, «к которым есть вопросы».
«Все десять – так называемая рыжковская квота, но это только те отделения, которые могут принять решение о роспуске,
— сообщил Яшин. — Те реготделения, которые сохранили лояльность Рыжкову, но уже заявили, что не планируют распускаться, останутся без изменений. Например, тульское или алтайское — они уже заявили, что хотят участвовать в выборах. А в тех, по поводу которых есть опасения, будет объявлена перерегистрация».
Глава алтайского отделения РПР-ПАРНАС Сергей Михайлов подтвердил слова Яшина. «У меня настрой отделение сохранить, и эта позиция согласована с Рыжковым, — сообщил Михайлов «Газете.Ru». — У меня есть надежда, что Рыжков помирится с Немцовым и Касьяновым и что это была эмоциональная реакция». Если же выход Рыжкова окончателен, Михайлов намерен передать руководство отделением своему коллеге, человеку Михаила Касьянова Григорию Кудряшову.
При этом одна из региональных организаций, удмуртская, уже отказалась выполнять решение федерального политсовета о перерегистрации. Глава отделения Руслан Тимуршин опубликовал на своей странице в Facebook заявление от имени парторганизации, в котором говорится, что решение приостановить полномочия руководителей десяти организаций – не что иное, как «установление контроля со стороны радикального крыла партии над прорыжковскими региональными отделениями и недопущение самоликвидации прорыжковских отделений партии, что повлекло бы уменьшение минимально допустимого законом количества региональных отделений и лишение в связи с этим регистрации всей партии». По утверждению Тимуршина, никаких реальных оснований для перерегистрации отделения нет.
Как заявил «Газете.Ru» сам Владимир Рыжков, он не намерен влиять на дальнейшие шаги лояльных ему региональных отделений:
«Мне многие звонят с вопросами, но я говорю: «Решайте сами. Я никаких шагов предпринимать не буду».
Перерегистрация не означает автоматической смены руководства, подчеркнул Яшин. «Приедет московская комиссия, проведет разбирательство, потом на собрании либо выберут новое руководство, либо подтвердят полномочия старого», — пояснил он.
Политик напомнил, что этот механизм уже применялся после внутрипартийного конфликта в Петербурге. «Был кризис — механизм разрешения противоречий был такой же, — напомнил он. — Никто не скрывает, что это делается, чтобы избежать разрушения изнутри».
Владимир Рыжков, в свою очередь, называет решение о перерегистрации «логикой рейдерского захвата и сталинской чисткой рядов»:
«Смысл в том, что люди должны будут либо заново написать заявление о вступлении в партию, либо их исключат», — подчеркнул бывший сопредседатель.
«Этот механизм обезопасил нас с юридической точки зрения, — заочно оппонировал Яшин. — Если только не будет принято решение о грубом вмешательстве в партийную работу. На этот случай есть топорный механизм создания параллельного реготделения, которое и признается законным».
Глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин считает, что механизмов ликвидации неугодной партии у власти гораздо больше. «Может быть предъявлена претензия, что у них недостаточно членов для продления регистрации, — предполагает эксперт. — Минюст может потребовать на основании своих подозрений, что членов не столько, сколько было, когда партию регистрировали, заново провести подсчет членов, и реготделения должны будут представить доказательства численности.
И когда партия начнет пересчет, в регионах начнут давить на местных активистов».
При этом Бузин убежден, что вряд ли будут «давить» партию с весьма скромными электоральными перспективами. «Некоторое количество реально оппозиционных партий должно быть допущено до выборов – формат проведения кампаний изменился, и если от выборов отрежут вообще всех, это не впишется в объявленный курс на политическую «конкурентость и открытость». Список РПР-ПАРНАС именно как партийной структуры вряд ли преодолеет барьер в три процента.
Особой опасности в одной-двух партиях они не видят и уничтожать их, похоже, не будут».
Тем временем Владимир Рыжков в очередной раз сообщил «Газете.Ru», что никаких решительных движений совершать не намерен: «Я устал и хочу отдохнуть».
У экс-сопредседателя РПР-ПАРНАС есть два пути: либо создавать собственную партию, либо вступать в другую. Рыжков говорит, что на субботнем заседании политсовета он предложил экс-соратникам разделить РПР-ПАРНАС на две партии: «Провести съезд, бренд РПР вернуть нам, а мы бы, в свою очередь, помогли ПАРНАСу людьми, чтобы партия прошла регистрацию в Минюсте. Нам на это пока ничего не ответили».
«Такой вариант возможен только при обоюдном согласии сторон», — подчеркивает один из ближайших соратников Рыжкова Владимир Копцев, предполагая, что Немцов и Касьянов на раздел партии, при котором регистрацию в Минюсте пришлось бы проходить ПАРНАСу, вряд ли согласятся. «А делать им гадости мы не собираемся. Наоборот, желаем им успеха», — заявляет Копцев.
Сами сопредседатели уже заявили, что готовы принять Рыжкова обратно, если он примет такое решение. Однако Яшин убежден, что
«развод окончательный и отыграть его не получится: Рубикон перейден».
«Были объективные противоречия между сторонами, были слишком разные представления о том, какой должна быть партия. Накопилась критическая масса противоречий, — отмечает Яшин. — Уход Рыжкова означает, что угроза превращения ПАРНАСа в партию типа СР или «Яблока» устранена».