Обсуждение кампании по выборам в Мосгордуму началось еще весной этого года. Оппозиция, как парламентская, так и не парламентская, требовала проведения досрочных выборов в столичный парламент. Сейчас в нем заседают всего две фракции – «Единой России» и КПРФ. На выборах в Госдуму 2011 года ЕР получила в Москве не низкий, но и не высокий результат – 46,6%, КПРФ набрала 19,3%, СР – 12,1%, ЛДПР – 9,1%, «Яблоко» — 8,5%. Такой расклад давал шансы по крайней мере на пятифракционную Мосгордуму. На президентских выборах 2012 года второе место по Москве занял Михаил Прохоров – он набрал 20,45%, Владимир Путин – 46,95%, то есть в столице был бы второй тур.
Неудавшиеся оппозиционные праймериз
Либеральные оппозиционные партии – «Гражданская платформа», «Яблоко», РПР-ПАРНАС, «Демократический выбор» и пытающиеся зарегистрироваться «Народный альянс» и «5 декабря» начали переговоры о формировании «единого списка кандидатов» еще в мае. Речь шла о минимизации конкуренции в округах – в каждом из них должен был остаться один сильный представитель оппозиции, который бы конкурировал с единороссом.
«Сегодня надо посмотреть, у кого какие кандидаты, в каких районах, и понять, как эти списки согласовать между собой. Думаю, будет три типа округов. Первый — округа, где ни у кого нет сильных кандидатов-одномандатников, это, например, рабочие окраины на востоке и юго-востоке Москвы. Второй — районы, где у какой-то из партий будет баллотироваться некая выдающаяся фигура, конкурентов которой фактически нет. И третий — где могут быть пересечения списков, например районы запада и центра. Задача сейчас — определить процедуру, по которой в таких районах будут определяться лучшие кандидаты. Может быть, это будут праймериз, может быть, какой-то иной механизм, посмотрим», — пояснял тогда «Газете.Ru» лидер «Демвыбора» Владимир Милов.
На лето консультации партий правого фланга прервались, а осенью возобновились. Руководитель московского отделения «Гражданской платформы» Михаил Вышегородцев не исключал, что праймериз будут проведены в округах, где столкнутся интересы двух и более сильных кандидатов от оппозиции. Идею предварительного голосования поддерживали и другие члены возможной коалиции.
«У партий не так много ярких, сильных проходных кандидатов – у каждой от силы пять-десять. В такой ситуации дай бог закрыть все округа.
Но если конфликты возникнут, то праймериз могут стать выходом в центральных округах, где конкурс на выдвижение будет выше», — заявил «Газете.Ru» член центрального совета «Народного альянса» Леонид Волков.
Однако вскоре коалиционные переговоры стали терять участников. Лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров на пресс-конференции указал: его партия будет выдвигать кандидатов в большинстве округов, а переговоры возможны только по тем территориям, где у ГП нет сильных кандидатов.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин сказал «Газете.Ru», что переговоры по составлению «единого списка» «притормозились».
Муниципальный фронт
КПРФ, «Справедливая Россия», «Альянс Зеленых» и другие партии надеются на собственные силы. У каждой силы – свои методы борьбы. Эсэры инициировали референдум по платным парковкам, «зеленые» стараются привлечь в свои ряды популярных на местах муниципальных депутатов, таких, например, как Зоя Шаргатова.
Независимые муниципалы также надеются поучаствовать в выборах: известные в своих округах оппозиционеры, такие как Михаил Вельмакин, Константин Янкаускас, Максим Мотин, сообщили «Газете.Ru», что будут делать ставку в агитации на рассказ о своих достижениях и работе на территории.
«В гордуму могут пройти пять-семь муниципальных депутатов, но это будет зависеть от нарезки округов и от договоренностей между разделением округов между оппозиционными кандидатами, между условным списком Навального и условным списком Прохорова.
Увеличение доли одномандатников скорее играет в нашу пользу – округа будут меньше», — прогнозирует Янкаускас.
Разделяй и властвуй
Пока от оппозиционной коалиции откалывались участники, власть успела сделать упреждающие ходы. Госдума приняла закон, по которому Москва и Санкт-Петербург получили право проводить выборы в свои парламенты целиком по одномандатным округам (сейчас в МГД половину кресел занимают депутаты-списочники, другая половина – за одномандатниками). Соответствующее решение должны принять региональные депутаты. Своим правом Мосгордума пока не воспользовалась.
По мнению оппозиционеров и экспертов, единороссы в Мосгордуме будут тянуть максимально долго, чтобы не дать оппозиции подготовить почву в новых округах.
Кроме того, источники «Газеты.Ru» в Мосгордуме и мэрии утверждают, что окончательного решения еще не принято. Администрации города выгоднее проводить полностью одномандатные выборы – так можно скрыть партийную принадлежность провластных кандидатов, пустив их как самовыдвиженцев (так уже поступали на выборах в столичные муниципалитеты в 2012 году) либо как представителей «Народного фронта». Части действующих депутатов полная отмена списков невыгодна – их плохо знают в округах, они лоббируют частичное сохранение списков.
Уже сейчас понятно, что единства в оппозиционных рядах не будет.
На недавнем заседании федерального собрания «Яблока» председатель партии Сергей Митрохин раскритиковал Михаила Прохорова и Алексея Навального, которого он назвал «проектом олигархов».
«Есть олигархи, которые вместе с Путиным, есть те, кто играют специальные роли, например (Михаил) Прохоров (лидер «Гражданской платформы». — «Газета.Ru»), он пытается понравиться демократическим избирателям, это тоже олигархический проект. Есть также недовольные олигархи, которых Путин отстранил от влияния на властные рычаги, они хотят реванша», — посетовал Митрохин.
Навальный и Прохоров также взаимно критиковали друг друга. Если конфликты в рядах оппозиции не будут преодолены к активной фазе избирательной кампании, то схема нарезки округов будет не так важна. Оппозиционный электорат будет раздроблен, явка за счет низкой мотивации похода на выборы будет малой, а значит, «Единая Россия» пока имеет все шансы сохранить большинство в Мосгордуме, присутствие единичных оппозиционеров в столичном парламенте на принятие им решений влиять почти не будет.