О том, что на заседании президиума генсовета (ПГС) «Единой России» в среду рассмотрят (и удовлетворят) заявление Дмитрия Травкина об уходе, «Газете.Ru» рассказал источник в партии власти. Сам Травкин информацию подтвердил, рассказав, что причина увольнения — в семейных обстоятельствах. Семья главы ЦИК ЕР живет в Ульяновске, и он возвращается туда.
В Москву Травкин перебрался в августе 2012 года, победив на внутрипартийных выборах главы ЦИК. Кампания проводилась по инициативе лидера партии Дмитрия Медведева, провозгласившего курс на выборность всех представителей руководящих должностей. На тот момент единственным высокопоставленным руководителем, который не избирался, был глава ЦИК. Эту должность занимал нынешний замглавы Константин Мазуревский.
В результате проведенной внутрипартийной кампании, когда соискателями поста главы ЦИК стали целый ряд региональных единороссов, победу одержал министр внутренней политики Ульяновской области Дмитрий Травкин. Впрочем, уже на начальном этапе кампании он назывался одним из главных фаворитов. По одной из версий, Травкин чем-то приглянулся замначальника кремлевского управления внутренней политики Алексею Анисимову. Теперь, через год и четыре месяца после избрания, глава ЦИК возвращается на родину, к семье.
«Есть определенные семейные обстоятельства. С какой-либо оценкой моей деятельности этот уход не связан», — заявил Травкин «Газете.Ru». Источник в партии власти в свою очередь констатировал, что «практика выборов главы ЦИК показала себя не очень эффективной: у людей, которые приходят из регионов, на родине остаются семьи, и это осложняет их работу в Москве, а работа эта требует круглосуточного присутствия».
Еще один источник в ЕР говорит, что партии в нынешних условиях возросшей конкурентности нужны сильные руководители.
Травкин не такой. «У него нет ни политического, ни аппаратного веса», — констатирует собеседник «Газеты.Ru». По его словам, когда главой ЦИК был Андрей Воробьев (нынешний губернатор Московской области), он участвовал как во всех совещаниях на уровне партийного руководства, так и во встречах, касающихся деятельности партии, в Кремле. Травкина в президентскую администрацию, как правило, не приглашали. Да и на совещаниях партийного руководства он присутствовал не всегда. Заместители главы ЦИК, когда речь шла о каких-то важных вопросах, получали указания непосредственно от секретаря генсовета ЕР Сергея Неверова. Даже заявления на отпуск замы Травкина подписывали у Неверова.
Еще один источник в ЕР утверждает, что Травкин и сам ранее порывался уйти: «Нынешнее его заявление об уходе не первое». Прежние порывы главы ЦИК уволиться, однако, не удовлетворялись. Травкин — «продукт конкурса», отпустить его «на свободу» слишком быстро после избрания в каком-то смысле означало бы дискредитировать идею выборов главы ЦИК.
Сам Травкин информацию о предыдущих заявлениях не подтверждает: «Были некоторые эмоции, связанные с точечными событиями. Например, когда мы в марте открывали партийный проект «Гражданский университет», не все регионы сразу включились (по селекторной связи. — «Газета.Ru»). Но по ключевым вопросам деятельность ЦИК всегда получала высокую оценку. Поэтому никаких заявлений раньше я не писал».
Замсекретаря генсовета ЕР Виктора Кидяева, который сменил Травкина на посту главы ЦИК, собеседники издания в партии власти характеризуют как эффективного и жесткого менеджера: «Это именно тот человек, который нужен на таком посту».
За пределами ЕР Кидяев известен как мастер жестких выборов. Его традиционно бросают на проблемные регионы.
«Кидяев — специалист по работе на трудных для ЕР территориях, организационной работе, применению административно-мобилизационных методов», — говорит глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
Приход Кидяева в ЦИК, считает Калачев, означает, что проблемных территорий будет больше. «Виктор Кидяев проводил успешные кампании. Например, в этом году работал в Ярославле, где укатал все в асфальт. Назначение политического тяжеловеса, каковым Дмитрий Травкин не был, на пост главы ЦИК показывает, что у власти нет другого проекта», — рассуждает политолог, имея в виду, что Кремль не собирается лишать «Единую Россию» статуса партии власти.