Пока в Киеве тысячи людей продолжают участвовать в «Евромайдане», президент Янукович официально объявил: подписания соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе не будет. В интервью украинским телеканалам глава государства заявил, что хотя он поедет в Вильнюс и «альтернативы европейскому курсу нет», но соглашение на саммите «Восточного партнерства» подписано не будет.
«Нужно, чтобы страна стала конкурентоспособной. Как только мы выйдем на тот уровень, который будет отвечать нашим интересам, когда мы договоримся на нормальных условиях, тогда будем вести разговор о подписании. Когда это будет? Быстро или не слишком быстро. Время покажет. Я хочу, чтобы это было как можно скорее», — объяснил Янукович.
Срыв евроинтеграции украинский президент в очередной раз объяснил финансовыми причинами. «В течение последних трех лет представители ЕС провозглашали условием предоставления Украине технической помощи в размере 610 млн евро подписание соглашения с МВФ о предоставлении Украине кредита на условиях этой организации. С 2010 года три года подряд эту конфету в красивой обертке нам показывали и говорили: «Вы их (денежные средства) получите, когда с Международным валютным фондом подпишете соглашение», — рассказал он.
И добавил: «Мы не маленькие дети. На сладкие конфеты мы не идем.
Мы серьезная европейская страна, а МВФ говорит: «Поднимите тарифы для населения, заморозьте заработные платы и пенсии» — и так далее. Я на это никогда не пойду. Наши расчеты на то, что нам поможет МВФ, не оправдались. Я лично вел переговоры с МВФ на высоких уровнях. Мы получили отрицательный ответ».
Украинские высокопоставленные чиновники вслед за Януковичем продолжают утверждать, что решение о приостановке процесса ассоциации Украины с ЕС имеют исключительно экономические причины.
«Вопрос вступления или невступления в Таможенный союз вообще правительством не рассматривается. Как сказал глава государства, у нас есть один стратегический вектор, и этот вектор — евроинтеграционный. Актуален вопрос рисков. Они, к сожалению, существуют», — заявил в среду министр топлива и энергетики Эдуард Ставицкий. Его заместитель Андрей Бондаренко пояснил, что руководство страны должно четко видеть, какие компенсационные возможности смогут обеспечить Украине европейские партнеры для того, чтобы не допустить «шоковых» явлений в ее экономике и, особенно, падения социальных стандартов.
Украинский политолог Владимир Фесенко говорит, что украинские власти надеются на продолжение переговорного процесса с Европой: мол, сейчас просто продолжаются «торги».
Но Брюссель торговаться с Киевом больше не намерен. Комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле назвал неподписание соглашения с Украиной на саммите в Вильнюсе «упущенным шансом». «Никто не забыл об этом, о важных вопросах, и в наших взаимоотношениях ясно указывается, что политически мотивированная юстиция не отвечает принципам строительства наших партнерских отношений», — сказал он.
Янукович же все в том же интервью снял с себя ответственность за судьбу Юлии Тимошенко. «Моих полномочий тут недостаточно и моей точки зрения. Тут должен ответ дать суд… Каким бы ни был ответ суда, Украина сегодня платит $405 млн», — заявил он в интервью украинским телеканалам. «На эти вопросы нужно, чтобы ответ дал суд, которого она избегает и блокирует правосудие… при чем здесь ЕС? ЕС — это что, суд?» — возмущенно добавил политик.
Тем не менее европейские политики уже на официальном уровне признают, что вопрос Тимошенко для них теперь становится второстепенным.
Президент Польши Бронислав Комаровский прямо заявил, что уже сейчас следует думать о дальнейших действиях после «частичного успеха» вильнюсского саммита. Президент Польши также сослался на заявление Тимошенко, в котором она сама просила европейских политиков подписать СА с Украиной даже в том случае, если она будет продолжать сидеть в тюрьме.
«Брюссель допустил ошибку в оценке сути проблемы в отношениях между ЕС и Украиной. Ею является Тимошенко. Проблема — политика давления и шантажа, которые против Украины применяет ее восточный сосед. Западный мир не может с этим согласиться», — добавил Комаровский.
Вице-спикер сейма Литвы, бывший премьер-министр этой страны Гедиминас Киркилас также заявил, что откладывать подписание СА с Европой на весну не стоит: саммита Украина — ЕС в феврале 2014 года не будет. «Мы думаем, что откладывать не стоит, что есть хороший шанс, мы знаем свой опыт.
Вы спрашиваете о вероятном саммите Украина — ЕС в феврале следующего года. В феврале не будет саммита», — сказал Киркилас.
Посол Великобритании на Украине Саймон Смит также заявил, что Европа не согласна с тем, что Украина понесет серьезные экономические потери в случае подписания соглашения, а потому компенсировать Киеву никто ничего не собирается. «Меня не убедили цифры, которые привели представители правительства. За эти дни я услышал от них о $105 млрд потерь, и даже о $160 млрд, но они так и не обосновали такие данные. Ясно, что правительство ожидает проблем в торговле с Россией, но хочу подчеркнуть: я абсолютно не вижу причин для создания таких проблем», — заявил дипломат.
Фактически официальный Киев получил в довольно жесткой форме «отлуп» от Брюсселя. И не только от него. На днях украинский премьер-министр Николай Азаров заявил, что Россия готова вернуться к переговорам по цене на газ. «Газпром» ответил решительно и жестко: пересмотра цен не будет.
Таким образом, Янукович, заигрывая одновременно и с Россией, и с Западом,
фактически рискует остаться ни с чем. Украинские политологи считают: это может стоить ему президентского кресла в 2015 году. Независимый политолог Алексей Блюминов в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» отметил, что «в каком-то смысле Янукович принес себя в жертву». «В случае подписания СА у него лично были очень хорошие шансы на пролонгацию режима и переизбрание абсолютно легитимным путем, без подключения серьезного админресурса и махинаций. Европа закрыла бы глаза на концентрацию полномочий и Тимошенко в тюрьме. Оппозиция была бы нокаутирована, — рассуждает эксперт. — А вот отказ от СА не сулит лично Януковичу ничего хорошего. Гарантии личной свободы и безнаказанности после отхода от дел, гарантии сохранения «нажитого непосильным трудом», гарантии переизбрания — обо всем этом придется забыть. Потому что в глазах ЕС он теперь ненадежный партнер, а в глазах Москвы — злейший враг».
«У Януковича большие проблемы с просчетом своих маневров. Он недооценивает их последствия», — добавляет политолог Юрий Романенко.
Его коллега Виктор Небоженко прогнозирует: «По мере отдаления Украины от Европы напряжение между президентом и народом будет только нарастать». Разговоры корреспондента «Газеты.Ru» с митингующими на Майдане подтверждают: если все же станет окончательно ясно, что СА не будет, люди готовы бастовать «до последнего» и добиваться отставки не только кабмина и премьер-министра, но и президента Януковича.
О таком сценарии говорит и политолог и экономист Олег Соскин. «Если Янукович не выполняет волю народа 28–29 ноября, тогда он будет узурпатором. Он может попытаться подавить недовольство силовыми методами, но это грозит ему большими проблемами», — подчеркивает эксперт.