Вопрос об общественном контроле будет ключевым на общероссийском гражданском форуме, который 23 ноября состоится в Москве по инициативе Комитета гражданских инициатив (КГИ). По словам его главы Алексея Кудрина, законопроект по общественному контролю надо серьезно дорабатывать.
«Мы хотим сделать его более эффективным. Мы считаем его немного декларативным: он не дает реальных прав для общественного контроля», — сказал экс-министр финансов, отвечая на вопрос «Газеты.Ru» о том, как он хочет изменить законопроект.
Напомним, что Владимир Путин по итогам встречи с членами совета при президенте по правам человека 4 сентября поручил до 1 марта 2014 года подготовить для внесения в Госдуму проект закона «Об основах общественного контроля в РФ».
Законопроект предполагает проведение обязательной экспертизы представителями общественных палат разных уровней, общественных советов при госорганах проектов Конституции РФ, федеральных конституционных законов, законов о бюджете всех уровней, федеральных государственных целевых программ. Кроме того, документ обязывает чиновников рассматривать заключения правозащитников.
Ожидается, что законопроект будет рассмотрен депутатами в осеннюю сессию.
По итогам гражданского форума будует окончательно сформирована позиция КГИ по реформе общественного контроля, сообщил «Газете.Ru» член комитета Евгений Гонтмахер (курирует подготовку поправок к законопроекту). Он рассказал, что, по его мнению, в документе необходимо корректировать.
Во-первых, следует изменить то, что по факту все функции по общественному контролю принадлежат преимущественно Общественной палате РФ – структуре, «частично аффилированной с властью».
«Там есть упор на то, что общественным контролем занимается Общественная палата, которая выстраивает некую вертикаль в министерствах через общественные советы и в местных общественных палатах. При этом в законопроекте есть статья, которая неясно написана, о том, что право на общественный контроль имеют также и отдельные граждане», — сказал Гонтмахер.
По мнению Гонтмахера, в законопроекте необходимо уравновесить права по общественному контролю отдельных граждан и Общественной палаты (и аффилированных с ней структур).
Согласно нынешнему документу, общественный контроль осуществляют граждане, объединения, инициативные группы, некоммерческие негосударственные организации, общественные палаты разного уровня, общественные советы при госорганах.
«То, что у Общественной палаты есть очень важные функции в системе общественного контроля, это точно. Но она далеко не единственная. Если мы уже поставили эту новогоднюю елку, то давайте повесим на нее и все игрушки», — прокомментировал это замечание глава СПЧ Михаил Федотов.
Во-вторых, в проекте, по словам эксперта, ничего не сказано об экспертизе документов, на которые министерствами навешивается гриф «секретно» или «для служебного пользования».
«В документе, например, написано, что общественной экспертизе может быть подвергнут проект федерального бюджета, в котором есть целый ряд закрытых статей. Вопрос: может ли экспертиза ОП касаться этих закрытых статей?» — рассуждает он.
В-третьих, в законопроекте должны быть прописаны штрафные санкции для органов власти, которые не дали экспертам всю необходимую информацию.
«У любого закона есть финансово-экономическое обоснование, оно, как правило, открыто, но за этим обоснованием стоят расчеты. Например, нынешняя пенсионная реформа: Минтруд ссылается, что у них есть расчеты под эти все их предложения, но они этого не показывают экспертам.
Необходимо, чтобы вся информация предоставлялась госорганами под страхом какой-то санкции», — пояснил Гонтмахер. В проекте ОП нарушителей предлагается наказывать в соответствии с законодательством РФ.
В-четвертых, нужно подробнее прописать процедуру учета госорганами мнения, сформированного в рамках общественной экспертизы. «В законопроекте прописано, что все мнения, в том числе критические, должны публиковаться на сайте соответствующего ведомства и министерство должно дать аргументированный ответ, почему не учло те предложения, которые были в общественной экспертизе. Эти ответы не должны быть отписками», — считает эксперт.
«Если не прописать эти моменты, то все хорошие принципы, предложенные в законопроекте, чиновники могут нивелировать», — заключает Гонтмахер.
Михаил Федотов сообщил «Газете.Ru», что законопроект находится «в высокой степени готовности», но над ним надо еще работать. Он рассказал, что СПЧ разрешил разногласия с «открытым правительством» по реформе общественного контроля.
«Мы скоординировали наш законопроект с «Концепцией совершенствования форм и методов общественного контроля в РФ», которая была подготовлена «открытым правительством». Были внесены коррективы в концепцию, в частности в правительстве согласились с нами в том, что было бы правильнее, если бы этот документ назывался «Концепцией совершенствования форм и методов государственной поддержки»», — рассказал правозащитник. По его словам, законопроект будет еще обсужден на площадке «открытого правительства».