Глава минобороны Бельгии Питер де Крем заявил в понедельник, что не поддерживает идею уничтожения части сирийского химического оружия на территории страны. «Я готов сделать усилие и сотрудничать, но и на первый взгляд и в долгосрочной перспективе мне кажется невыгодным делать подобное на родине», — приводит его слова телерадиоканал VRT.
По словам министра, самым трудным вопросом является «транспортировка» химических арсеналов. «Мы можем помочь нейтрализовать их, но думаю, что это должно быть сделано рядом с Сирией», — сказал министр.
Бельгия стала уже второй страной, отказавшейся принимать сирийское химическое оружие для уничтожения на своей территории. На прошлой неделе это сделала Албания,
после того как в стране прошли массовые акции протеста в связи с тем, что уничтожение химических арсеналов может нанести вред экологии. Ранее Албания имела опыт уничтожения собственных запасов химоружия, доставшихся ей в наследство от тоталитарного режима Энвера Ходжа (1941–1985). Официальные представители США заявили, что «уважают» решение Албании.
Бельгия также располагает мощностями для уничтожения химических веществ, которые были созданы для ликвидации соответствующих арсеналов, оставшихся еще со времен Первой мировой войны. Опыт уничтожения собственных химических арсеналов на своей территории имеет и Франция.
Еще одно государство — Норвегия также недавно отказалась уничтожать химоружие на своей территории, однако пообещала предоставить корабли для его транспортировки вместе с Данией. В свою очередь глава МИД Германии Гвидо Вестервелле заявил, что его страна «готова оказать любую финансовую и технологическую помощь».
Уничтожение более тысячи тонн накопленного Сирией за многие годы химоружия было ключевым пунктом резолюции Совбеза ООН по Сирии, которая предусматривает сдачу правительством Башара Асада химических арсеналов. Идея была предложена Россией как альтернатива военной операции США и его союзников в Сирии.
На данный момент в Сирии уже уничтожено оборудование для производства химоружия. На втором этапе предполагается избавиться от 1,3 т отравляющих веществ.
Согласно плану, принятому Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО), химоружие должно быть вывезено с территории Сирии не позднее 5 февраля 2014 года и уничтожено к 30 июня 2014 года, за исключением изопропанола, используемого при производстве зарина.
Самые опасные виды отравляющих веществ должны быть вывезены до 31 декабря 2013 года.
Средства на уничтожение химоружия выделяются из бюджета ООН.
Несмотря на то что правительство Сирии во главе с Башаром Асадом выполнило свою часть сделки и предоставило информацию о химических арсеналах международным инспекторам, американские военные сомневаются, что вывезти химоружие будет возможно в условиях продолжающегося военного противостояния между правительственными войсками и повстанцами. По их мнению, опасность представляет собой и транспортировка химоружия из Сирии на кораблях.
Высокопоставленный представитель американской администрации также признался в интервью New York Times в пятницу, что если имеющиеся в Сирии элементы химического оружия попадут в руки террористических групп, США вряд ли смогут этому помешать. По словам чиновника, «никто не желает отправлять войска, чтобы все это «богатство» охранять, включая нас».
Член научного совета московского отделения американского Фонда Карнеги Алексей Арбатов считает, что в связи с отказом Албании и Бельгии уничтожать химоружие существует «два базовых варианта» решения этой проблемы:
«Первый вариант — две ведущие державы США и Россия продемонстрируют свою роль в мире и ликвидируют это оружие на паритетных началах (на своей территории. — «Газета.Ru»)», — говорит Арбатов, сам в прошлом член комиссии ООН по ликвидации оружия массового уничтожения в Ираке под руководством дипломата Ханса Бликса.
Он напомнил, что США и Россия еще продолжают процесс уничтожения собственных запасов. Однако американские и российские законы запрещают уничтожение иностранного химоружия на своей территории. «Но ради такого случая можно внести и поправку». Арбатов также назвал Германию в качестве страны, потенциально пригодной для этой цели, но отметил, что Берлин вряд ли на это согласится.
Второй вариант, полагает Арбатов, это разделение ответственности США и России с другими постоянными членами Совбеза ООН: Китаем, Францией и Великобританией.
В этом случае, говорит Арбатов, надо срочно созывать мирную конференцию «Женева-2» и заставить враждующие стороны заключить перемирие. В таком случае, считает эксперт, мощности по уничтожению химоружия могут быть построены на территории Сирии: «Но это дело не одного дня», — считает Арбатов, который оценивает ликвидацию в «сотни миллионов долларов».
«Я бы склонился ко второму варианту — одним выстрелом можно убить двух зайцев: и ликвидировать химоружие, и прекратить братоубийственную войну».
Политолог Эрнест Султанов, координатор экспертного центра Mir Intiative, который специализируется на проблемах Ближнего Востока, уверен, что решение проблемы в любом случае будет найдено: «Отказалась Албания, условно найдется другая Албания». По его словам, основные игроки не заинтересованы в том, чтобы химоружие «попало в руки непредсказуемых радикальных сил» в случае падения режима Асада,
За время правления в Сирии режима президента Хафеза Асада, отца нынешнего президента Сирии, в стране были произведены большие запасы различного химоружия как средство возможной обороны против Израиля. В создании программы участвовал СССР, а также Чехословакия — в ту пору союзник СССР.