«Все осуществлялось по единому сценарию, и все попало в цель» — так охарактеризовал итоги проверки российского «ядерного щита» представитель военного ведомства в беседе с журналистами.
В проверке были задействованы боевые расчеты Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), запустившие межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь» и «Воевода», и атомные подводные ракетоносцы «Брянск» и «Святой Георгий Победоносец», которые произвели пуски из подводного положения баллистических ракет в акваториях Баренцева и Охотского морей.
В учениях принимали участие также подразделения Войск воздушно-космической обороны (ВКО), выполнившие стрельбы зенитными ракетными комплексами С-300 и С-400. «Все пуски баллистических ракет были своевременно обнаружены», — сказал на селекторном совещании командующий ВКО генерал-майор Александр Головко.
В проверке опосредованно участвовал и Казахстан — с полигона Сары-Шаган расчетом сил Воздушно-космической обороны был произведен пуск противоракеты ближнего действия системы противоракетной обороны.
Российскими военными были успешно «выполнены задачи по отражению воздушно-космического нападения», отметил начальник Генштаба генерал-полковник Владимир Герасимов во время селекторного совещания в Минобороны, в котором также приняли участие главкомы ВКО, РВСН, командующий Дальней авиацией и командующий Южным военным округом.
Военные сообщили, что плановые проверки различных стратегических сил проводились и ранее, но в таких масштабах «ядерный щит» был задействован впервые со времен СССР.
Во внезапной проверке участвовали и летчики Дальней авиации. На бомбардировщиках Ту-160, известных под названием «Белый Лебедь», они совершили перелет на аэродромы Венесуэлы и Никарагуа, стран, которые Россия рассматривает как потенциальных военных и политических партнеров.
Командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев сказал, что
летчики еще задержатся в Южной Америке на некоторое время, им предстоит совершить ряд полетов по плану патрулирования над регионом Карибского моря.
Полеты самолетов Дальней авиации в Венесуэлу и Никарагуа были излишними, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
«Это неуемное желание помериться с США. Сегодня существует большая проблема с новыми двигателями как для Ту-160, так и для Ту-95, и с ремонтом старых. Вскоре может произойти так, что вся Дальняя авиация останется на земле», — говорит эксперт.
Проведенная проверка — это скорее демонстрация общественности, что колоссальные средства, которые выделяются на вооружение, не «распиливаются», — полагает старший вице-президент ПИР-центра генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский.
«У нас долгое время не было нормальной боевой подготовки — ни в 90-х, ни в начале 2000-х. Из-за отсутствия финансирования осуществлялись лишь одиночные пуски ракет», — говорит Бужинский. «Говорить о внезапной проверке можно довольно условно, силы РВСН находятся в постоянной боевой готовности», — напоминает эксперт.