Иск от лица правительства Зимбабве подан в Суд Европейского союза (Европейский суд справедливости) в Люксембурге, который рассматривает в том числе дела, касающиеся вопросов международных взаимоотношений ЕС. Генпрокурор Зимбабве Йоханес Томану заявил, что объявит о дате начала слушаний после того, как иск будет включен в расписание суда, сообщает агентство Reuters.
Власти Зимбабве отказались раскрывать подробности иска. Томану лишь сообщил, что претензии касаются вопроса выплаты компенсации, которая должна возместить потери от санкций, наложенных на зимбабвийский режим ЕС и США.
Санкции были введены в 2001 году в ответ на политику Мугабе по вытеснению белых фермеров с их земельных участков без выплаты компенсаций.
Еще в 1979 году, за год до объявления независимости Зимбабве от Великобритании, англичане заключили с зимбабвийцами соглашение, согласно которому новые власти африканской страны должны были выкупать за деньги земли у фермеров (британцев-поселенцев и их потомков). При этом средства на компенсации должен был выделять сам Лондон. К 1980 году в Зимбабве было более 4000 фермеров. Однако в начале 2000-х во время правления правительства лейбористов Тони Блэра (премьер-министра с 1997 по 2007 год) зимбабвийские власти стали обвинять бывшую метрополию в том, что она не выделяет деньги. В результате власти Хараре начали притеснять белых фермеров, желая передать их земли чернокожим зимбабвийцам без компенсаций.
По экспертным оценкам, санкции обошлись Зимбабве в $42 миллиарда долларов.
Режим санкций затрагивал 81 человека — крупных чиновников и бизнесменов, близких к режиму, а также восемь больших компаний, среди которых были крупнейшие предприятия страны по добыче полезных ископаемых, в том числе алмазов. Зимбабве считается одним из самых богатых природными ресурсами государств мира и обладает большими запасами хрома, никеля и платины.
В марте, после проведения в стране конституционного референдума по подготовке новой конституции, содержащей положение о сокращении президентского срока (два срока по пять лет), большая часть санкций была отменена. Однако часть из них по-прежнему действует в отношении лично Мугабе и нескольких членов правящей партии Zanu-PF (Африканский национальный союз Зимбабве — Патриотический фронт).
Мургабе, несмотря на свой преклонный возраст (ему 89 лет), снова выиграл президентские выборы в июле этого года, получив 61% голосов избирателей. Ближайший соперник президента Морган Цвангирай, бывший премьер и лидер оппозиции, получил 34% голосов.
Как ранее рассказывал корреспонденту «Газеты Ru» один из российских бизнесменов, знакомый с Мугабе, президент по-прежнему находится в хорошей форме. «Он буквально летает по кабинету», — говорит предприниматель и отмечает, что у главы страны «отличная память».
По мнению политологов, Мугабе использовал борьбу против санкций как часть своей предвыборной кампании для завоевания симпатий избирателей. Как полагает экс-дипломат Игорь Воронцов, работавший в Зимбабве, решение властей подать судебный иск в адрес Евросоюза связано с желанием «подтолкнуть процесс, чтобы снять санкции окончательно». «Сейчас это процесс идет, но медленно», — отметил Воронцов.
По словам эксперта, наличие санкций мешает и западным компаниям, в основном британским, которые хотят работать в Зимбабве. В настоящее время активными игроками в стране являются китайские компании, на которые режим санкций не распространяется. Они уже вложили в зимбабвийскую экономику $900 млн.
Главный научный сотрудник Института Африки РАН Владимир Шубин отмечает, что сам факт обращения в суд ЕС показывает: Хараре хочет продемонстрировать, что давление Запада на режим «не сработало».
«Вряд ли они добьются результата, но это демонстрирует принципиальную позицию: «Вы не отменяете санкции — мы подаем на вас в суд», — говорит эксперт.
Некогда борец против британских колониальных властей в Южной Родезии (так ранее называлось Зимбабве), Мугабе со временем превратился в авторитарного правителя. В 1980 году он возглавил страну, став первым премьер-министром Зимбабве, а в 1987-м упразднил пост премьера и назначил себя президентом.
В начале 2000-х конфликты между коренным населением и фермерами, защищавшими свои дома, переросли в вооруженные столкновения, в ходе которых погибли десятки людей.