Госдума во вторник приняла во втором и в третьем чтениях законопроект, возлагающий на муниципальные и региональные власти ответственность за межнациональные конфликты на их территориях. Поправки будут внесены в законы об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления (МСУ).
Законопроект был внесен еще в феврале этого года, а первое чтение прошел в июле. С инициативой сделать главу муниципального образования персонально ответственным (вплоть до отставки) за соблюдение межнационального равенства выступила группа депутатов, в числе которых первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ) и глава думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. Идею поддержали также два сенатора — Александр Торшин и Степан Киричук.
После вступления нового закона в силу главы городов, районов и поселений будут отвечать за социальную и культурную адаптацию мигрантов и профилактику межнациональных конфликтов. А если в муниципалитете случится массовое нарушение прав и свобод человека на расовой, национальной, религиозной почве, повлекшее межнациональный или межконфессиональный конфликт, то глава муниципального образования или местной администрации может быть отправлен в отставку. Для этого в закон о местном самоуправлении вводится дополнительное основание для увольнения мэра муниципальными депутатами.
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления во главе с единороссом Виктором Кидяевым в своем заключении на законопроект еще в преддверии первого чтения высказал ряд критических замечаний к его тексту. «Обеспечение национального мира и согласия – это сфера ответственности преимущественно федерального, в меньшей степени регионального и в незначительной степени муниципального уровней власти», — отмечали в комитете. При этом возможности региональных и особенно муниципальных органов власти в этой сфере крайне ограниченны или отсутствуют вовсе. Кроме того, отмечалась правовая неопределенность таких понятий, как «сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России» или «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов».
В заключении говорится, что местное самоуправление может заниматься исключительно профилактикой — мониторить ситуацию, вести культурно-просветительскую работу с населением и своевременно оповещать компетентные органы о назревающих конфликтах.
Во вторник член комитета, единоросс Вячеслав Тимченко поддержал законопроект, несмотря на то что его поправки были отклонены. «Этот закон просто вводит дополнительные полномочия для глав муниципалитетов, на других уровнях власти это уже регулируется федеральным законодательством. Закон создает предпосылки для решения проблемы», — сказал он «Газете.Ru».
Вместе с тем, по мнению депутата, нельзя ответственность за межнациональные конфликты возлагать только на муниципалитеты и делать крайними мэров, так как это вопрос государственной политики.
Один из авторов поправок депутат-единоросс Михаил Старшинов, наоборот, считает, что у главы муниципалитета есть все необходимые полномочия: «Он может координировать деятельность правоохранительных органов, обращаться к депутатскому корпусу».
Комментируя массовые беспорядки в московском районе Бирюлево, депутат сказал, что глава данного муниципального образования должен был «обращаться к префекту с просьбой закрыть овощебазу, ставить этот вопрос перед начальником полиции, писать прокурору».
Депутат Госдумы, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев считает, что мэры должны нести только часть ответственности за межнациональные конфликты.
«Федеральный центр пытается перевалить все свои проблемы на голову мэров. В этой ситуации большую ответственность должны нести федеральные органы власти, а в тексте законопроекта пытаются мэров сделать козлами отпущения», — сказал он «Газете.Ru».
У нас законодательство о местном самоуправлении в части разграничения полномочий развивается по такому пути, что все вопросы, с которыми не справляется федеральный центр или регионы, включаются дополнительно в перечень вопросов местного значения. По такому же принципу к вопросам местного значения относятся противодействие экстремизму, обеспечение безопасности на водах, то есть вопросы, относящиеся к государственной компетенции», — прокомментировал изданию политолог Андрей Максимов.
По его словам, кроме метода убеждения, других механизмов влияния у глав муниципалитетов нет.
«В данном случае государство рассчитывает, что местные главы, имея контакты на территории и личный авторитет, приложат усилия для снятия болевых точек», — считает эксперт.
Главы муниципальных образований Москвы могут подпасть под действие этого закона, если в московское законодательство будут внесены соответствующие поправки, отмечает Максимов. «Вопросы ответственности (отставки) решаются на федеральном уровне, поэтому это можно на Москву распространить, но в московском законе для муниципалитетов установлен другой перечень полномочий. По логике, применить удаление с поста глав муниципальных образований к Москве можно будет, когда в столичном законе будет воспроизведена эта обязанность», — пояснил он.
Эксперт указывает, что глава муниципального образования — это не глава управы, а председатель муниципального собрания района. «Это символическая фигура, поэтому применение этого закона к Москве будет выглядеть издевательством», — полагает Максимов.
По мнению политолога Александра Кынева, принятие этого законопроекта является имитацией решения проблемы и он никак не изменит ситуацию с межнациональными отношениями в муниципалитетах. «МСУ тут совсем ни при чем: проблема межнациональных конфликтов касается общей системы организации правоохранительных органов, масштабной коррупции, — считает он. — То, что появляются очередные основания для того, чтобы применить санкции в отношении главы муниципального образования, лишний раз подчеркивает, что количество возможностей парализовать деятельность органов местного самоуправления чрезмерно: было бы желание, а местное самоуправление можно снять за что угодно».
«Это борьба с последствиями, а не с причинами. Тренды задаются сверху. Муниципальным главам не подчинен никто: ни общественные настроения, ни даже полиция. Похоже, что национальной идеей становится поиск стрелочников», — резюмирует политолог Константин Калачев.