В понедельник Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. «Уголовное дело возбуждено по ст. 201 УК РФ – злоупотребление полномочиями, – отметил Маркин. По его словам, в отношении других фигурантов «также будут приниматься процессуальные решения, в том числе связанные с предъявлением обвинения и избранием меры пресечения».
«С учетом того что в материалах, представленных белорусской стороной, содержатся сведения об иных нарушениях, допущенных руководителями ЗАО «Белорусская калийная компания» и ОАО «Уралкалий», они в полном объеме будут проверены в рамках расследования возбужденного уголовного дела, а действиям лиц, их совершивших, будет дана соответствующая правовая оценка», – указал Маркин.
«Другие фигуранты», о которых говорит представитель СК, — это член наблюдательного совета «Белорусской калийной компании» Олег Петров, первый заместитель гендиректора Константин Солодовников, заместитель гендиректора по финансам Игорь Евстратов, начальник фрахтового отдела Дмитрий Самойлов.
В пятницу на пресс-конференции для российских журналистов в Минске президент Белоруссии заявил, что Владиславу Баумгертнеру статья обвинения переквалифицирована на «хищение». Также
Александр Лукашенко заявил, что Минск выдаст Москве главу «Уралкалия» только в том случае, если его арестуют и проведут должное расследование в России.
Баумгертнер был задержан в конце августа в Минске. Следственный комитет Белоруссии предъявил ему обвинение по ч. 3 ст. 424 (злоупотребление властью и служебными полномочиями), возможная санкция — лишение свободы на срок до десяти лет. По информации следственных органов Белоруссии, противоправные действия Баумгертнера и ряда других топ-менеджеров БКК нанесли «Беларуськалию» и БКК ущерб в размере до $100 млн.
25 сентября гендиректор «Уралкалия» был переведен из СИЗО КГБ под домашний арест, в настоящее время он находится в одной из квартир Минска. В начале октября белорусские следственные органы передали собранную информацию российским коллегам.
Сейчас Следственный комитет России готовит документы об экстрадиции гендиректора «Уралкалия», сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
«В ближайшее время следственными органами будет решен вопрос о вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании меры пресечения в отношении Владислава Баумгертнера. После этого, с учетом норм, предусмотренных ч. 1 ст. 12 УК РФ, Следственным комитетом будут подготовлены документы об экстрадиции Баумгертнера на территорию РФ», – сказал представитель СК «Интерфаксу».
Эксперты «Газеты.Ru» в целом сходятся во мнении, что экстрадиция Баумгертнера избавит Лукашенко от целого ряда проблем. Расходятся политологи только в том, какие именно выгоды получит белорусский президент.
«Александр Лукашенко, арестовав Владислава Баумгертнера, оказался в затруднительном положении. Он просто не знал, что с ним делать. Потому что если судить, то на скамью подсудимых нужно отправлять и целую вереницу белорусских чиновников, отвечавших за калийную отрасль,
во главе с сотрудниками его собственной администрации», – говорит белорусский политолог Виктор Демидов. По его словам, «Следственный комитет России в данном случае просто решает проблему, которую Лукашенко сам себе создал».
«Другой вопрос – то, что в Белоруссии популярна версия, согласно которой белорусский президент просто помог своему российскому коллеге сменить собственников в российской калийной отрасли. В таком случае оставлять Баумгертнера в Минске тем более не резон, и то, что он обязательно вернется в Россию, могло быть условием сделки с самого начала. Ну а какие выгоды получит Лукашенко? Вероятно, повторится что-то типа ситуации осени 2011-го, когда «Белтрансгаз» был сверхвыгодно (за $2,5 млрд) продан «Газпрому», что на тот момент просто спасло экономику Белоруссии от дефолта», — предполагает эксперт.
В свою очередь, политический обозреватель белорусской службы радио «Свобода» Юрий Дракохруст считает, что Баумгенртнера экстрадируют в Россию, чтобы Лукашенко смог сохранить лицо.
«Заведение дела против Баумгертнера – косвенное, но публичное признание со стороны РФ, что арест гендиректора «Уралкалия» не произвол Лукашенко и не его личная месть, – говорит Дракохруст. – Даже если дело закроют сразу после того, как Баумгертнер окажется на российской земле, лицо президент Белоруссии сохранит и даже наберет некоторое количество пиар-очков. Добился президент Белоруссии во время конфликта многого, но все эти выигрыши лежат в основном именно в сфере пиара: он показал, что может в общем-то безнаказанно бросать вызов по крайней мере части российской бизнес- и политической элиты, что может добиваться смены собственников крупнейшей российской кампании, что может заставить российских правоохранителей согласиться с его довольно сомнительными обвинениями в адрес крупного российского бизнесмена».
По мнению обозревателя радио «Свобода», с помощью истории с Баумгертнером Лукашенко «укрепил свой имидж борца с «жуликами и ворами», «жирными котами, грабящими белорусский и русский народы».
«Но выиграл ли он нечто в смысле денег – это большой вопрос. Если новые хозяева «Уралкалия», куда более близкие к Путину, чем (Сулейман) Керимов, будут продолжать его политику нежелания создавать картель с «Беларуськалием», то тогда, как говорится, за что боролись?» — отмечает Дракохруст.
Директор по исследованиям «Либерального клуба» (Минск) Евгений Прейгерман отмечает, что вокруг случившегося сложно строить какие-то версии, так как мы даже «не знаем точного содержания уголовного дела», которое «держится практически в тайне».
«Но абсолютно очевидно для всех в этой ситуации, что как для белорусских властей, так и для Кремля, и для самих непосредственных участников этого уголовного дела было бы лучше, если бы оно перешло под рассмотрение Следственного комитета РФ с передачей Баумгертнера на территорию России.
Там уже, даже если будет необходимость вести следствие, он сможет содержаться в наиболее комфортных условиях, и это дело будет разрешено максимально в его пользу, насколько это возможно», — говорит Прейгерман.
Есть также мнение, что, возвращая домой Баумгертнера, свое лицо сохраняет не столько Лукашенко, сколько Кремль.
«Думаю, что это попытка России все-таки забрать своего гражданина назад, не платя те деньги, которые хотела бы получить белорусская сторона за его свободу. Дело как возбуждается, так и закрывается, – говорит глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. – Кроме этого, насколько я следила за реакцией обычных россиян, они часто приветствовали арест Баумгертнера, потому что он в их представлении олигарх, а олигархов в России традиционно не любят. Возбуждением уголовного дела в России против Баумгертнера Россия возвращает себе как авторитет («гражданин наш – что с ним делать, решать будем тоже мы»), получает Баумгертнера назад, не идя на серьезные финансовые уступки Александру Лукашенко, а также возвращает себе авторитет среди простых россиян. Плюс позволяет Лукашенко выйти из того тупика, куда он сам себя загнал».