Как уже писала «Газета.Ru», съезд «Единой России» продлится три дня – с 3 по 5 октября. На первый день была запланирована работа дискуссионных площадок, на второй – отчет министров о реализации президентских указов, а третий станет основным – там с речью, посвященной итогам выборов, выступит лидер партии Дмитрий Медведев.
Вопрос о том, будет ли Путин, в мае прошлого года сложивший с себя полномочия председателя ЕР, присутствовать на партийном мероприятии, активно обсуждался в течение последней недели. В конце концов было официально объявлено: будет. Но приедет не на основной день съезда 5 октября, а на самый первый – 3-го. Там он вместе с Медведевым пообщается с руководителями первичных организаций. Единороссы усиленно подчеркивали, что, поскольку официально партийное мероприятие длится три дня, то и тот день, в который приедет Путин, тоже считается днем съезда.
Стоит отметить, что согласно сайту президента, «беседа с представителями первичного звена, непосредственно работающего с основной массой партийцев, состоялась в преддверии очередного съезда партии «Единая Россия». На партийном же сайте 3 октября было поименовано первым днем работы XIV съезда.
Какой позиции придерживается президент, стало понятно буквально с первых же слов, которые он произнес, войдя в зал вместе с Медведевым и удобно расположившись в кресле. «Завтра в Москве начинает работу съезд «Единой России», — объявил глава государства, и журналисты, которые смотрели трансляцию этажом ниже, недоуменно переглянулись. Впрочем, это еще можно было счесть за оговорку. Хотя вызывал недоумение и другой факт: почему Медведев не поправил Путина, сказав ему, что то мероприятие, на котором он сейчас присутствует, — это и есть съезд?
Далее в адрес партии власти были произнесены лестные слова: она «за эти годы внесла огромный вклад в развитие страны», «понимает, как решать те задачи», которые перед нею стоят. «Только что прошли выборы, и «Единая Россия» все-таки подтвердила свой статус самой массовой и народной партии», — заявил президент. «В заключение своей краткой, — тут Путин почему-то хмыкнул, — речи хочу сказать вот что: надо всегда быть честными и прямыми с людьми, без всякого чванства.
Нельзя уподобляться тем людям, которым дали какую-то властишку, и им кажется, что на них боженька заснул. Но, судя по вашим лицам, это к вам не относится». Единороссы засияли.
Глава государства также поблагодарил их за то, что не скатываются в популизм. А затем призвал во время предстоящего общения не только вопросы задавать, но и предложения, если таковые есть, озвучивать. «Тем более что завтра съезд начинается, — добавил Путин. — Может, что-нибудь сформулируете к съезду».
Дмитрий Медведев, услышав президентскую реплику про завтрашнее начало съезда, вновь промолчал.
Последовали вопросы из зала. Москвич Игорь Абрамов, представившийся руководителем народной дружины, заговорил о гастарбайтерах. По его словам, согласно опросам москвичей, больше всего их волнуют проблемы миграции. Тут Абрамов озадаченно замолчал: от волнения забыл вопрос. «Извините, — через несколько секунд взял он себя в руки. — И всех волнуют проблемы «резиновых» квартир». Снова пауза. И снова «извините» через несколько секунд. В итоге смысл вопроса был такой: как решать проблему нелегальных мигрантов, среди которых высокий уровень преступности?
«Преступность не имеет этнической окраски, — поспешил поправить единоросса президент. — Другое дело, если люди живут в замкнутом пространстве, в условиях нищеты, тогда преступность растет». Путин напомнил, что в Госдуму уже внесен законопроект, который предусматривает ужесточение наказания для владельцев «резиновых» квартир. Будет также «ужесточаться наказание, вплоть до уголовной ответственности», и для нелегальных мигрантов. По словам президента, нужно еще определиться, в каких сферах занятости мигранты необходимы, а в каких – не особо. На стройках, по его мнению, нужны, а вот в сфере торговли можно нанимать и «местных граждан».
Единоросс из Мурманской области озаботился судьбой Арктики. Свой вопрос он начал с того, что некий ученый предложил передать Арктику под управление международного сообщества.
Дальше северянин развить мысль не успел, потому что по залу разнеслось произнесенное громким шепотом: «Придурок!» Нехорошее слово произнес Владимир Путин, у которого был включен микрофон.
Участники встречи одобрительно захлопали.
Председатель ТСЖ из Хабаровского края Иван Салтыков провозгласил: «Надо усилить контроль над управляющими компаниями». «А что нужно сделать?» — поинтересовался глава государства. «Должно быть на законодательном уровне вплоть до критических действий», — неуверенно произнес председатель ТСЖ. «Критических действий? Каких?» — уточнил Путин. Хабаровчанин молчал – к «допросу с пристрастием» он не был готов. «Вань, давай серьезно, — Путин в одностороннем порядке перешел с единороссом на «ты». — Что нужно поменять на законодательном уровне? Что нужно добавить?» «В законодательство? – неуверенно переспросил председатель ТСЖ. – Я думаю, что должно быть все более ответственно, прозрачно».
На помощь Салтыкову пришел Дмитрий Медведев, сказавший, что существует две концепции принципов деятельности ТСЖ. Первая – чтобы они регулировали себя сами, вторая – выдавать им лицензии, регулируя таким образом сверху. «Думаю… Лицензии надо», — после тяжких размышлений высказал свое мнение Иван Салтыков. «Правильно», — согласился президент. Премьер согласился тоже – по его мнению, начать надо с выдачи управляющим компаниям лицензий, а со временем перевести их на саморегулируемость.
С предложением выступил и единоросс Борис Востриков из Удмуртии: при назначении на те или иные государственные должности учитывать наличие у человека опыта работы на муниципальном уровне. Путин согласился, что опыт работы в муниципальном сегменте важен, но «нельзя делать это (вводить как непременное условие для назначения. – «Газета.Ru») обязательным»: «Не все работали на муниципальном уровне – ваш покорный слуга, например, не работал. И очень об этом сожалеет».
С прочувственной речью на тему отношения главы государства к ЕР выступила Нина Кудашова, доцент МГУ.
«Владимир Владимирович, в последнее время много пишут, что вы дистанцировались от партии, отказались от нее. И слушать это обидно. Да-да! – с неподдельной болью в голосе произнесла она. – А ведь именно вы создавали партию. Да-да!
У нас есть разные люди, но согласитесь, что «Единая Россия» боевая и сильная. И мы всегда будем поддерживать вас!»
По виду президента нельзя было сказать, что он растрогался. Путин был лаконичен. Признал, что действительно стоял у истоков партии власти и ее создавал: «Самое важное – партия превратилась в надежную опору государства российского, и за это вам большое спасибо!»
Общение было довольно долгим, и в конце концов президент решил его завершить: «У вас завтра съезд начинается, — с нажимом на слово «завтра» повторил он. – Вам надо отдохнуть, набраться сил. Поэтому заканчивать пора». И вновь никто не поправил упорствующего в своих высказываниях относительно даты начала съезда Путина.
«Путин дал понять, что это у вас съезд, а не у меня. Он подчеркнул, что является не гостем съезда, а гостем отдельной группы участников съезда. А это совсем другая картинка, — сказал «Газете.Ru» политолог Глеб Павловский. –
Президент теперь отдельно от всего: от партии, от государственных программ. Он над всеми парит».
«Это проведенная им аккуратно, без обиды, как он умеет, в стратегии косвенного намека, черта между собой и «Единой Россией» и, конечно же, между собой и Медведевым», — считает Павловский.
В то же время, по мнению Павловского, «Путин снял с повестки дня тему, что «Единая Россия» теперь нелюбимая жена, и это правильно с его стороны».
Политолог Евгений Минченко уверен, что в словах президента никакой подоплеки искать не стоит: «Главный сигнал такой: вас никто не сливает. Был проведен сеанс групповой психотерапии, призванный показать единороссам, что они еще нужны».