В распоряжении «Газеты.Ru» оказались первые итоги работы «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в сфере борьбы с коррупцией. Собеседник издания, близкий к руководству ОНФ, предоставил в распоряжение редакции справку, согласно которой за первую неделю сентября через сайт «Зачестныезакупки.онф.рф» было подано около десятка жалоб на различные гостендеры.
Так, например, организация «Безопасное отечество» выявила, что в тендере, объявленном московской городской больницей № 57 на поставку ультразвукового аппарата, техническое задание не соответствует товару, на который объявлен конкурс на сумму 11 млрд рублей. На федеральном уровне тоже есть нарушения: так, например, участники ОНФ обратили внимание на тендер Центрального окружного управления материально-технического снабжения МВД более чем на 3,6 млрд рублей на питание для сотрудников МВД. По мнению «фронтовиков», тендер явно написан под «свою» компанию, требования размыты, а от участников требуют лишние документы. Есть нарушения и в других регионах, во всех случаях уже поданы жалобы в ФАС.
Собеседник издания, близкий к руководству ОНФ, посетовал на то, что решения об удовлетворении или отказе по жалобам в сфере госзакупок ФАС принимает крайне неторопливо.
Между тем, когда проект ОНФ по борьбе с коррупцией в сфере госзакупок стартовал, все эксперты отмечали, что проект является фактически копией проекта «РосПил», принесшего несколько лет назад славу оппозиционному политику Алексею Навальному.
Навальный создал сайт, через который можно автоматически подавать жалобы на подозрительные гостендеры; чуть позже он основал Фонд по борьбе с коррупцией, юристы которого занимаются расследованиями особо вопиющих случаев нарушений в этой сфере.
Юрист этого проекта Любовь Соболь прохладно относится к инициативе ОНФ: от организации с такими политическими возможностями все-таки ожидаешь большего, чем то, чем занимается «РосПил».
«В рамках проекта «РосПил» мы занимается госзакупками уже более двух лет, и мы тоже начинали с написания конкретных жалоб. Но в итоге мы поняли, что этого мало, потому что надо бороться не просто с проявлениями коррупции, а с системой, подключать не только ФАС, но и другие органы, например Росфиннадзор. Мы ведем крупные расследования, выявляем схемы, чтобы добиваться прекращения их использования, занимаемся подготовкой законопроектов, предложений в ФАС и правительство. Мы активно участвовали, например, в подготовке закона «О федеральной контрактной системе», который со следующего года вступит в силу. ОНФ пока идет по нашим стопам, но отстает от нас на 2,5 года.
Да, они пытаются перехватить нашу повестку, но у них есть все рычаги, чтобы не просто заниматься написанием жалоб, а бороться с причиной зла, не создавать пиар-сайт, а искать возможности системно решить вопрос борьбы с коррупцией, тем более что лидером этого движения является президент Владимир Путин», — сказала Соболь «Газете.Ru».
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко также считает, что пока деятельность ОНФ не производит должного впечатления.
«Мне кажется, стоит отметить несколько составляющих в этой ситуации. Во-первых, для того чтобы проект начал реально работать, нужна серьезная политическая воля. Во-вторых, проекту нужны лица, потому что безликий ОНФ, борющийся с коррупцией, — это неправильный подход. Должны появиться какие-то фигуры, которых пока нет. Третья составляющая — это необходимость каких-то громких результатов федерального уровня — «посадок». Наконец, мне кажется, им стоит также заняться законодательной работой, например убедить Госдуму ратифицировать 20-ю статью антикоррупционной конвенции ООН «Незаконное обогащение». Это тоже могло бы быть хорошим, реальным результатом их работы», — отмечает Минченко.