В воскресенье Барак Обама и его помощники (вице-президент Джозеф Байден и руководитель аппарата сотрудников Белого дома Денис Макдоноу) начали активно «бомбардировать» членов американского конгресса телефонными звонками, пытаясь убедить их поддержать военную операцию против Сирии.
Пока что можно утверждать только одно — эта операция по своей сложности сопоставима с массированной атакой крылатыми ракетами военных объектов на сирийской территории.
Предыдущую неделю мир жил в напряженном ожидании — американские СМИ, ссылаясь на высокопоставленных официальных лиц, называли самые разные даты начала военной операции против Сирии. Гадание это продолжалось до тех пор, пока в субботу Барак Обама не выступил в Розовом саду Белого дома с неожиданным заявлением — он хочет проконсультироваться с конгрессом и получить его добро на проведение военной операции. В тот же день Белый дом направил лидерам сената и палаты представителей проект резолюции, разрешающей президенту задействовать для этого вооруженные силы США.
Как отмечается в тексте резолюции, перед вооруженными силами поставлена задача лишить сирийский режим возможности использовать оружие массового уничтожения.
Действия сирийских властей являются нарушением международных норм, в частности конвенции о запрещении химоружия и резолюции 1540 Совета Безопасности ООН. Вместе с тем, в документе подчеркивается, что урегулирование конфликта в Сирии может быть только политическим.
Конгресс сейчас на каникулах и возобновит свою работу 9 сентября. Тем не менее многие законодатели уже прервали отпуск и в воскресенье присутствовали на специальном брифинге, который проводили для них советники Обамы.
Судя по комментариям участников встречи, законодатели не сомневаются в том, что режим Башара Асада действительно применял химическое оружие против мирного населения.
Гораздо большие сомнения у них вызывает формат предполагаемой военной операции. Сомнения вызывает эффективность «ограниченного удара», который готов нанести Обама, последствия вовлечения США в еще один ближневосточный конфликт с непредсказуемым финалом, тот факт, что у США не получится сформировать широкую международную коалицию для проведения операции. Беспокоит законодателей и то, что идея проведения операции в Сирии не пользуется широкой поддержкой избирателей.
Согласно недавнему опросу телекомпании NBC, около 50% граждан страны выступают против войны в Сирии, а поддерживают ее 42%.
При этом сомневающиеся и критики есть как среди демократов, так и в рядах Республиканской партии.
«…у Обамы есть хорошие шансы заручиться поддержкой сената, где у демократов большинство, но, похоже, сложно предсказать итоги голосования в контролируемой республиканцами палате представителей, где оппоненты президента редко когда отказываются от возможности заблокировать его инициативы», — отмечает агентство Reuters.
Многие законодатели хотят, чтобы в будущей резолюции были четко обозначены временные рамки операции и зафиксировано, что речь не идет о наземной интервенции.
В понедельник у Обамы запланирована встреча в Белом доме с самыми ярыми критиками его внешней политики — сенаторами-республиканцами Джоном Маккейном и Линдси Грэмом.
Маккейн и Грэм выступают против нанесения ракетного удара по сирийским военным объектам. Но только потому, что, по их мнению,
США не должны ограничиваться уничтожением отдельных военных целей, а принять более широкие меры против президента Башара Асада.
Впрочем, есть и другие мнения. »…если у нас нет… уверенности относительно исхода (конфликта. — «Газета.Ru»), а в войну нас втягивает главнокомандующий, который не может признать, что в этом конфликте исламские экстремисты столкнулись с авторитарным режимом и оба кричат друг другу «Аллах велик!», то пусть Аллах и разбирается», — написала в своем Facebook кандидат на пост вице-президента в кампании 2008 года Сара Пейлин.
При этом стоит отметить, что формально Обама мог начинать операцию и без одобрения конгресса – согласно Закону о военных полномочиях от 1973 года президент США может использовать войска за рубежом в течение 60 дней без объявления войны иностранному государству.
Госсекретарь Джон Керри, выступавший в воскресных программах пяти ведущих американских телекомпаний в рамках начавшейся кампании по обработке американского общественного мнения, избегал ответа на вопрос, что будет делать Обама, если на Капитолийском холме откажутся его поддержать.