Членов Коммунистической партии Китая предупредили о дурном влиянии западной идеологии, пишет американская New York Times (NYT). Журналисты газеты смогли ознакомиться с так называемым «документом № 9», в котором перечисляются «семь подрывных тенденций, пронизывающих китайское общество». Как полагают китайские идеологи, стабильности в стране угрожают «западная конституционная демократия», поощрение «универсальной ценности» прав человека, западные представления о независимости СМИ и гражданском обществе, «неолиберализм», а также «нигилистическая» критика прошлого Компартии.
«Западные силы, враждебные Китаю, и диссиденты внутри страны все еще постоянно проникают в идеологическую сферу», — отмечается в «документе № 9». Противники однопартийной системы, отмечается в циркуляре, «заварили кашу с раскрытием информации об активах должностных лиц, используя интернет для борьбы с коррупцией, контролем за СМИ и другими чувствительными темами, чтобы спровоцировать недовольство партией и правительством».
Циркуляр был выпущен ЦК партии в апреле, но ознакомиться с ним возможности не было. С тех пор, отмечает NYT, подконтрольные Компартии пресса и сайты начали яростно критиковать западные либерально-демократические ценности, а чиновники ужесточили контроль за интернетом.
В «Жэньминь жибао», одной из ведущих китайских газет, появился комментарий, выдержку из которого приводит NYT: «Конституционализм принадлежит только капитализму… это оружие информационно-психологического воздействия, которым пользуются магнаты американского капитализма и их доверенные лица в Китае, чтобы подорвать китайскую социалистическую систему».
Появился «документ № 9», как считает NYT, после инцидента, случившегося в начале этого года в городе Гуаньчжоу, на юге Китая. Сотрудники местной газеты «Наньфан Жоумо» провели демонстрацию после того, как редакционная статья, в которой говорилось, что конституционализм – это идея, согласно которой государство и партия должны подчиняться высшему закону, предотвращающему злоупотребления и защищающему права граждан, подверглась цензуре и была переписана. После протестов журналистов прошла встреча сотрудников центрального аппарата пропаганды для обсуждения происшедшего, в результате чего действия журналистов были квалифицированы как «подрывной заговор против партии».
В то же время большинством китайцев идеи свободы и демократии не востребованы, считает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов, завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. По его словам, китайское общество сейчас очень неоднородно.
«Есть очень широкая молодежная прослойка, это молодежь, которая ездит и в Гонконг, и в Макао, обменивается в интернете разной информацией. Но идеи свободы для них – это идеи некой игры, не столько осознание реальных демократических прав и свобод, а скорее то, что называется молодежной тусовкой. А если брать идеи демократических свобод на более интеллектуальном, высоком уровне, то спроса на идеи свободы здесь практически нет», — пояснил эксперт.
Однако такой спрос может появиться. «Прежде всего это неравномерность в социальном развитии, неудержимый рост цен на недвижимость – мыльные пузыри такие, что люди не могут себе позволить купить квартиру, это медленный, но все же рост цен на продукты питания. Все это вызывает недовольство, и, как следствие, начинаются рассуждения по поводу того, не пора ли ввести большие демократические свободы, чтобы отрегулировать это. Но надо сказать, что при этом широких диссидентских тенденций в Китае нет», — говорит Маслов.
По его мнению, тезис о растущем недовольстве властями все время раздувается западными СМИ, которые не очень понимают тенденции развития современного китайского общества. Председатель КНР Си Цзиньпин пытается выстроить, по сути дела, новую модель развития государства, чтобы все не скатилось к такому уровню свободолюбия, которое приведет в итоге к краху государства, по модели СССР в 1991 году, считает ученый.
«Далеко не все поддерживают Цзиньпина в его борьбе с коррупцией. В среду начинается суд над Бо Силаем, который попал в заключение во многом благодаря ему. Си Цзиньпин показывает, что проблема не в недостатке демократии, свободы СМИ и так далее, а именно в коррупции. К этому он все пытается свести», — рассуждает Маслов.
Верно и то, что в Китае существует множество ограничений в интернете. Однако китайцы, говорит эксперт, знают способы, как их обойти, и делают это.
«Я думаю, что все это циркулярные письма – это скорее дань традиции ручного управления партией», — полагает Маслов.