Исламистское движение «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России) объявило в четверг, что намерено обрушить «военный переворот» в Египте, подчеркивая тем не менее, что остается приверженным мирной борьбе, несмотря на вчерашнее кровопролитие, передает Reuters. При этом «Братья-мусульмане» готовятся провести в четверг днем шествие своих сторонников в Каире.
«Мы всегда будем на стороне ненасилия и мира. Мы остаемся сильными, непокоренными и решительными. Мы будем двигаться вперед и свергнем этот военный переворот», — цитирует агентство запись в твиттере пресс-секретаря движения Гехада Хаддада.
Временные власти Египта настроены так же бескомпромиссно.
«После объявления чрезвычайного положения и приказа президента о совместных действиях армии и полиции мы не позволим больше никаких демонстраций в стране, чего бы нам это ни стоило», — цитирует Euronews министра внутренних дел Египта Мухаммеда Ибрагима.
Премьер-министр временного правительства Хазем Беблауи заявил, что происшедшее закономерно. «Это должно было случиться. Все видели и слышали, что происходило. Все было снято на видео. Можно убедиться в том, что там были оружие и боеприпасы. В двух местах — на площадях ан-Нахда и Рабаа аль-Адауия — происходили не только сидячие забастовки. Оттуда предпринимались попытки устроить беспорядки. Были случаи нападений на полицейские участки, госучреждения, больницы. Государство было вынуждено вмешаться и принять эти исключительные меры», — цитирует Euronews премьера.
После кровавого разгона в среду двух лагерей сидячего протеста в столице Египта Каир подсчитывает жертвы. Согласно данным египетского министерства здравоохранения, число погибших выросло до 421 человека, из которых 43 — полицейские. Пострадали 2 тысячи человек. По данным Associated Press, жертвами столкновений стали уже 525 человек.
«Братья-мусульмане» говорят о 2 тысячах только убитых. Телеканал Euronews сообщает, что в ходе разгона погибли дочери двух задержанных вчера лидеров исламистов — Хайрата Шатера и Мохаммеда Бельтаги.
Во время беспорядков, как сообщает РИА Новости, погибли также три журналиста: был застрелен оператор британского телеканала Sky News Мик Дин, также от огнестрельного ранения скончалась 26-летняя корреспондентка выходящей в ОАЭ газеты XPRESS Хабиба Ахмед Абд Элазиз, третьим погибшим стал журналист египетской государственной газеты Al Akhbar Ахмед Абдель Гавад. Все трое были убиты в среду при разгоне лагеря исламистов у мечети Рабаа аль-Адауия. Помимо этого под обстрел попала журналистка Russia Today Бель Трю, которая не пострадала. «В меня стреляли со всех сторон. Они (полицейские) целятся во всех подряд, не разбирая, кто становится жертвой, в том числе репортеры и случайные прохожие», - цитирует журналистку пресс-служба RT. На пути из аэропорта в гостиницу вооруженными ножами людьми были ограблены журналисты телеканала «Россия 24». У съемочной группы Константина Панюшкина отобрали телефоны, ноутбуки, кредитные карты и около 6 тысяч долларов.
Больницы Каира переполнены ранеными, сообщает Euronews. По словам врачей, полиция в среду применила радикальные меры.
«У всех поступивших в больницу ранения от настоящих пуль: в голову, живот, глаза. Они использовали не дробь, как утверждают, а настоящие боевые патроны!» — цитирует телеканал одного из пациентов.
Его слова подтверждает корреспондент Euronews в Каире Мохаммед Шейхибрагим, который присутствовал при разгоне лагерей. «В этих столкновениях применяются боевые патроны. И по свидетельствам очевидцев
первые выстрелы раздались из глубины площади, со стороны «Братьев-мусульман». Силы правопорядка открыли ответный огонь. В результате столкновений много людей были убиты и ранены», - цитирует телеканал своего специального корреспондента.
МИД России после событий среды советует российским гражданам быть осторожными. «МИД России рекомендует российским гражданам, находящимся в Египте, избегать районов проведения массовых протестных акций, а лицам, прибывшим в эту страну в туристических целях, учитывать складывающуюся обстановку, воздерживаться от поездок за пределы курортных зон, исключив посещение Каира и других крупных городов», — говорится в рекомендации ведомства.
На данный момент, по словам пресс-секретаря Ростуризма, в Египте находятся 50 тысяч россиян.
Вчерашние столкновения стали уже третьими за шесть недель, прошедших со времени военного переворота, в результате которого был смещен президент Мухаммед Мурси и к власти временно пришли военные и либералы. В результате предыдущих стычек — 8 и 27 июля — погибли около 300 человек. Таким образом, события среды побили все предыдущие рекорды по числу убитых.
На всю ночь более чем в десяти провинциях был введен комендантский час. Врио президента Египта Адли Мансур вчера объявил о введении в стране режима чрезвычайного положения на месяц.
По состоянию на утро четверга полиция и военные полностью зачистили каирские лагеря протестующих исламистов. Всю минувшую ночь в городе полыхали пожары — горели палатки и автомобили.
Запад осудил силовой сценарий, примененный временными властями для разрешения политического кризиса, разгоревшегося в стране после низложения Мурси. Сразу после того, как в отставку из-за «высокого уровня насилия» подал вице-премьер временного правительства — нобелевский лауреат Мохаммед эль-Барадеи, неоднократно категорически выступавший против насильственного разгона лагерей исламистов, с ним провел телефонные переговоры госсекретарь США Джон Керри. После того как появились сообщения о 149 жертвах разгона, Керри устроил незапланированный брифинг, на котором заявил, что США «решительно осуждают насилие и кровопролитие в Египте». Также госсекретарь США призвал отменить режим ЧП, введение которого означает практически полную свободу действий для египетских сил безопасности в отношении демонстрантов.
По данным Reuters, западные дипломаты до последнего момента переубеждали министра обороны Абделя Фаттаха ас-Сисси не применять силу при разгоне демонстрантов.
«У нас на столе был план политического урегулирования, с которым согласилась другая сторона («Братья-мусульмане»). Они могли бы пойти по этому сценарию. В том, что произошло сегодня (в среду), не было необходимости», — сказал агентству представитель Евросоюза Бернадино Леон,
который сотрудничал в посреднической миссии с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что нужен экстренный созыв Совбеза ООН для выработки плана действий после «резни в Египте».
«Те, кто хранит молчание перед лицом этого кровопролития, столь же виновны, как те, кто его устроил. Необходимо срочно созвать Совбез ООН», — заявил турецкий премьер. В Анкаре и других турецких городах прошли демонстрации против насилия в Египте. В самой Турции также идет противостояние между исламистами в лице правящей партии и премьера и военными, которые находятся в худшем положении, чем в Египте. На прошлой неделе в самой Турции по делу, которое многие называют политически мотивированным, за решетку на длительные сроки сели генералы и офицеры армии.
Евросоюз призвал власти Египта к «максимальной сдержанности», поскольку «насилие не приведет ни к какому решению».
Ставить вопрос о том, может ли в Египте начаться гражданская война, некорректно, считает директор Института Африки РАН Алексей Васильев. По мнению эксперта, она уже и так идет в стране, но, правда, пока лишь «в слабо насильственной форме».
«Те элементы западной демократии, которые были впрыснуты в египетское общество, привели к тому, что большинство населения (а по опросам, речь идет о двух третях) выступает как за исламскую форму правления, так и за руководство страной президентом-исламистом, — объясняет Васильев. — Когда произошел военный переворот и был отстранен избранный демократическим большинством президент Мурси, религиозно настроенные жители, естественно, начали протестовать, хотя это решение с восторгом было встречено светски настроенной частью общества». Как отмечает Васильев, организационные возможности «Братьев-мусульман» в действительности пронизывают все египетское общество, движение может рассчитывать на поддержку во всех провинциях, поэтому весьма вероятно, что радикальные меры новых властей против «Братьев-мусульман» вызовут не успокоение и урегулирование проблем, а дальнейшее обострение обстановки.