В нынешней избирательной кампании некоторые кандидаты используют не только партийные бренды, но и символику «Общероссийского народного фронта». Агитационные материалы с брендом «фронта» появляются в соцсетях и в записях блогеров из разных регионов.
В Ростовской области билборды ОНФ посвящены не кандидатам, а являют собой скорее некую социальную рекламу. «Перемены, в которые веришь», — гласят слоганы, рядом с которыми размещен логотип «фронта».
В Екатеринбурге кандидат в гордуму от «Единой России» Иван Тыщенко активно использует бренд ОНФ в своей предвыборной газете в Ивановской области, где 8 сентября пройдут выборы в заксобрание региона, один из блогеров заметил плакат с символикой ОНФ и призывом «сделать город лучше», однако с визуальным оформлением, характерным для «Единой России»: синий фон, российский триколор, вместо белого медведя — белая карта города.
Собеседник «Газеты.Ru», близкий к руководству ОНФ, отметил, что пока эмблема «фронта» не зарегистрирована, поэтому в суд за использование бренда никто ни на кого не подаст, однако отмечает, что люди должны относиться к использованию бренда ответственно.
После того как ОНФ получит регистрацию, неконтролируемые случаи использования бренда прекратятся, считает собеседник издания.
В Москве на улицах появились инсталляции «Я люблю Москву», где слоган увенчивает «галку», похожую на логотип ОНФ.
А в Волгоградской области разразился скандал: депутат областной думы Дмитрий Лунев на одной из встреч с избирателями заявил, что ОНФ поддерживает список «Единой России» на выборах в гордуму, после чего один из координаторов ОНФ в регионе, член партии «Родина» Константин Глушенок, заявил, что это «вранье» и что ОНФ не поддерживает на выборах никого.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев отмечает, что обычно бренд ОНФ используется не в визуальной агитации кандидатов, а в их публичных заявлениях, причем не только кандидатами от «Единой России», но и представителями других партий, вошедших во «фронт»: «Родина» и «Патриоты России».
«Стоит отметить, что в регионах сейчас есть много косвенной агитации, в которой не используются ни образы кандидатов, ни бренды «Единой России», ни ОНФ, но есть или прозрачные намеки на кандидата от власти, или социально-оптимистичные слоганы. В Ростовской области, например, есть билборды со слоганом «Перемены нужны, потрясения нет», понятно, что это намек на то, что такие перемены может обеспечить только власть. Во Владимирской области висят билборды, которые хвалят некую «Ее», это прозрачный намек на врио губернатора Светлану Орлову. В Хакасии это билборды «Время любознательных», «Время любить» и так далее. В Бурятии оформление билбордов визуально перекликается с оформлением щитов с агитацией базовых кандидатов. Вроде бы отношения к выборам они не имеют, а на самом деле имеют», — отмечает Кынев.
Упоминание ОНф в агитации если и добавит процентов кандидатам, то немного: бренд пока малоизвестен, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
«Сам по себе ОНФ брендом еще не стал, но если объяснять избирателям, что ОНФ — это Путин, что это новая организация и кандидат с ней связан, то это может, наверное, что-то ему добавить, хотя очевидно, что целиком строить кампанию на участии в ОНФ нельзя», — считает Минченко.