Новые власти предпочитают прагматизм
После прихода к власти в конце 2012 года коалиции «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили акценты и официальные оценки драматических событий августа 2008 года несколько изменились.
Тбилиси признает грубейшие ошибки, допущенные во время августовских событий 2008 года, хотя считает, что страна стала жертвой агрессии со стороны России, заявил в интервью «Газете.Ru» спецпредставитель премьер-министра Грузии по связям с РФ Зураб Абашидзе. «Эта война, которая оставила глубокий след в исторической памяти грузинского народа, видимо, еще очень долго будет портить наши отношения (с Россией. — «Газета.Ru»), которые мы сейчас собираемся как-то отрегулировать, по крайне мере, к этому предпринимаются первые маленькие шаги. И, видимо, мы еще долго не согласимся друг с другом в оценке причин этой войны. Мы считаем, что Грузия стала жертвой военной агрессии со стороны России, но и признаем, что со стороны грузинских властей были допущены очень серьезные, драматические ошибки».
По мнению дипломата, «эти ошибки были допущены еще до войны: политика в целом в отношении России была неправильной, очень нерациональной, не учитывала очень многие факторы, что в целом создало целый комплекс проблем».
В апреле 2013 года Иванишвили заявил, что в августе 2008-го прежняя власть «во главе с президентом поступила неадекватно». «В той ситуации неоправданным считаю, что вооруженные силы были приведены в готовность и военные начали действовать до того, как Россия перешла границу. Стрельбу вели непонятные бандформирования, и со стороны нашего президента и властей было бы абсолютно адекватным пригласить международных наблюдателей и провести мониторинг», — заключил премьер.
Он пояснил, что «никогда не говорил, что Грузия была агрессором и она начала войну». «Наша армия не пересекала границы и не переходила на территорию другого государства. Именно Россия нарушила наши суверенные государственные границы и осуществила агрессию против нашей страны, за чем последовала оккупация наших территорий», — сказал глава грузинского правительства.
Выстраивать отношения с северным соседом в Тбилиси теперь тоже намерены по-новому, прагматически.
«Прогресс в Грузии путем прагматизма» (Progress Through Pragmatism in Georgia) — таков заголовок статьи Иванишвили, опубликованной на днях в Wall Street Journal. В ней премьер, в частности, пишет, что спустя пять лет после ужасного конфликта одна пятая часть грузинской территории оккупирована и остается за колючей проволокой. «Однако прагматизм означает отказ от риторики «холодной войны» и недопущение безответственных действий, которые привели нас к конфликту 2008 года», — указал Иванишвили. А в другом недавнем интервью — московскому бюро «Голоса Америки» — он позитивно оценил прогресс, достигнутый в ходе переговоров с Россией, и выразил надежду, что в ближайшем будущем визовый режим между двумя странами будет упрощен или отменен.
Спецпредставитель премьера Зураб Абашидзе считает, что самое главное на этом этапе — смотреть в будущее, стараться выйти из этого тупикового положения, в котором соседние государства оказались после войны.
«В чисто правовом русле образовался заколдованный круг: Грузия никогда не смирится с нарушением своей территориальной целостности, а с другой стороны, Россия не собирается отзывать свое решение по признанию независимости Южной Осетии и Абхазии», — отмечает Абашидзе.
Комментируя недавнее высказывание российского премьер-министра Дмитрия Медведева о возможности восстановления дипломатических отношений между Грузией и Россией без каких-либо предварительных условий, спецпредставитель подчеркнул: «Дипломатические отношения между нашими странами трудно будет восстановить до тех пор, пока не начнется реальное движение по решению проблем, связанных с территориями, которые по нашему законодательству считаются оккупированными, — имеются в виду Абхазия и Южная Осетия».
Вместе с тем в переговорах представителей Тбилиси и Москвы наметился определенный прогресс. «Мы начали в прошлом году диалог, для начального этапа мы определили практические вопросы — налаживание торговли, установление транспортных связей, сейчас мы завершаем этот первый этап. Результаты определенные есть, но мы надеемся, что к осени начнем уже постепенно переходить к последующему этапу, рассмотрению других, более сложных вопросов», — говорит Абашидзе.
«Ситуация непростая, конечно, но что поделаешь, надо смотреть в будущее, стараться выйти на более прагматические решения и в перспективе на поиски какой-то формулы нормального добрососедского сосуществования», — отмечает дипломат.
Иванишвили не раз заявлял на митингах и в интервью, что намерен «упорядочить» эти отношения и «разложить все вопросы по полочкам». Придя к власти, он принял решение ввести должность спецпредставителя правительства по отношениям с Россией и назначил на нее опытного дипломата Абашидзе, который с 1998 по 2004 год работал послом в Москве.
ЕНД: Россия совершила преступление против человечности
Не изменилось отношение и оценки событий пятилетней давности у представителей в прошлом правящей, а ныне оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД).
Депутат парламента от ЕНД, в прошлом председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия уверен, что августе 2008 года Россия совершила преступление против человечности, и не приемлет критику в адрес политики прежней грузинской власти. Комментируя в телеэфире недавнее интервью Медведева, в частности его фразу о том, что Иванишвили возложил ответственность за начало войны на Саакашвили и «это мужественные слова», Малашхия заметил, что заявление российского премьера свидетельствует о том, что для РФ «единственным шансом отмыть это преступление было посадить в Грузии пророссийскую власть и обвинить власти Грузии в совершении преступления».
По его мнению, последние утверждения Медведева противоречат его же прежним заявлениям. «Вспомним заявление самого Медведева. Он говорил, что, если бы не российская агрессия, границы НАТО сместились бы поближе к России; также сам Медведев заявлял, что грузины устроили геноцид осетин, убили 2000 осетин и из-за этого он вторгся на территорию Грузии; третье заявление принадлежит Путину: он говорил, что в конце 2006-го — начале 2007 года у них был план вторжения в Грузию. Эти три заявления противоречат тому, что Медведев утверждает сегодня. Он является специалистом международного права и прекрасно знает о заключениях конгресса США, ЕС, НАТО, ОБСЕ, ГА ООН, где записано, что произошла оккупация территории Грузии и на этой территории произошла этночистка грузин. Это преступление против человечности», — цитирует Малашхию «Грузия-online».
Как сказал «Газете.Ru» бывший председатель временной парламентской комиссии по изучению событий августа 2008 года, ныне лидер «Европейских демократов» Паата Давитая, «война началась не в 2008 году, она началась в 90-е годы, после развала Советского Союза, когда Грузия пошла по пути независимости и Россия сделала все, чтобы этого не произошло». По мнению Давитаи, это касается и конфликта в Цхинвальском регионе, и конфликта в Абхазии. «Россия была миротворцем в обоих регионах, а закончила тем, что стала там оккупационной силой. Война 2008 года — это продолжение российской политики в отношении Грузии». Политик напоминает, что такое заключение содержалось в итоговом документе возглавляемой им комиссии.
«Многие апеллируют к заключению комиссии Тальявини, но никто до конца не читал его, а если почитают, то увидят, что наши заключения почти идентичны. Разница в том, что Тальявини пишет о том, что грузинские войска несколько переусердствовали, но это суверенное, конституционное право Грузии: во время боевых действия каждый имеет право защищаться. Международное сообщество признает Россию оккупационной силой, и об этом сказано во всех международных документах — и Совета Европы, и Европарламента, и сената США. Слово «оккупация» использует президент США», — говорит Давитая.
Он критикует «Грузинскую мечту» за политику уступок в отношении России.
«Новые власти говорят об урегулировании конфликта с Россией, и мы видим, что они идут на уступки, но в ответ мы ничего не получаем. Российское руководство заявляет, что не будет никаких уступок по восстановлению территориальной целостности Грузии. Мы видим, как продолжается аннексия в Цхинвальском регионе и Абхазии, как там «обустраивается граница», — возмущается политик.
Последнее заявление Медведева о том, что Москва готова восстановить дипломатические отношения с Тбилиси, если Грузия признает, что развязала войну, он называет «полным абсурдом».
Аналогичного мнения придерживается и бывший председатель антикризисного совета, созданного в парламенте Грузии после войны, лидер Демократической партии Грузии Гия Тортладзе. Он известный альпинист и после войны 2008 года водрузил флаг Грузии с надписью «Грузия без оккупации» на нескольких высочайших вершинах мира.
«И Путин, и Медведев, и Лавров официально заявляли, что готовились к этой войне несколько лет. Путин говорил, что дал распоряжение Генштабу России о подготовке этой операции еще в 2006 году. Есть неопровержимые свидетельства того, что 135-я мотострелковая дивизия 58-й армии РФ 2 августа находилась на территории Грузии — возле поселка Джава, возле Рокского тоннеля... Так что, кто начал войну, абсолютно ясно, потому что нахождение на территории Грузии без всяких на это прав и есть объявление войны. Что касается того, кто первым выстрелил и кто вторым, это уже не имеет значения. Хотя командовавший российскими миротворцами генерал Марат Кулахметов заявлял по телевидению, что стреляет осетинская сторона и миротворцы ничего не могут с этим поделать. Когда бомбили 14 грузинских сел, власти должны были ответить и подавить эти огневые точки», — сказал Тортладзе «Газете.Ru».
Расследование преступлений августовской войны — «за» и «против»
Главная прокуратура Грузии продолжает расследование преступлений, совершенных во время августовской войны 2008 года, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе этого ведомства. При этом надзорное ведомство в рамках международных обязательств сотрудничает с Международным уголовным судом.
Напомним, в октябре 2012 года на заседании парламента нового созыва Иванишвили заявил, что у него лично есть много вопросов по тому периоду и «тема войны вообще покрыта туманом». Премьер высказался за объективное расследование обстоятельств августовской войны 2008 года.
«Необходимо дать ответы на многие вопросы, которые имеются к прежним властям в связи с войной. Почему Саакашвили не смог избежать явной провокации? Как действовали главнокомандующий и правительство? Почему высокопоставленные представители власти вмешивались в управление военной операцией? Что вызвало хаос и неразбериху? Почему были такие многочисленные жертвы среди мирного населения? Почему правительство не смогло обеспечить мирную эвакуацию населения? Как остались без командиров наши резервисты, которые случайно избежали смерти?» — заявил тогда Иванишвили.
А министр юстиции Тея Цулукиани объяснила необходимость изучить и дать правовую оценку событиям августа 2008-го международными обязательствами Грузии. При этом глава минюста сослалась на Гаагский суд.
О том, что представители Гаагского суда посещали Тбилиси, сообщал и главный прокурор страны Арчил Кбилашвили. По его оценке, прежняя власть просто «тянула резину», и следствие велось ради следствия, в течение четырех лет не было получено никакого результата.
Как сказал «Газете.Ru» депутат от «Грузинской мечты» Захарий Куцнашвили, «задача этого расследования не состоит в выяснении того, кто начал первым — Россия или Грузия». «Гаагские прокуроры выясняют, были ли совершены военные преступления», — сказал он.
Однако отношение к расследованию в грузинском обществе неоднозначное. Его противники провели в апреле в Тбилиси акцию, в ходе которой заявили, что все расследования причин этой войны уже проведены и Россия является агрессором и оккупантом. Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» Паата Давитая, Гаагский суд не ставит вопрос о проведении Тбилиси расследования обстоятельств августовской войны 2008 года. По его словам, заключение его комиссии было передано прокуратуре, и она может им воспользоваться.
Соучредитель Ассоциации реформ Грузии, экс-замгосминистра по евроатлантической интеграции Елена Хоштария утверждает, что новые власти неверно характеризуют процесс расследования. Она считает ошибкой заявление министра юстиции Цулукиани о том, что Грузия ведет его, чтобы избежать международного расследования.
«Это расследование не против Грузии, а по факту войны, когда произошли нарушения прав человека разных национальностей со всех сторон», — заявила Хоштария. По ее мнению, повернуть «этот процесс против своего же предыдущего правительства и при этом быть уверенным, что эти действия направлены против только одного человека, президента Саакашвили, большая ошибка».
О личной ответственности Саакашвили
В Грузии по-прежнему спорят и о личной ответственности за произошедшее президента страны. По мнению председателя комитета парламента по евроинтеграции Георгия Вольского, Саакашвили «разрушил миротворческий процесс», поддерживаемый Западом, который шел до войны. В миротворческом процессе участвовала и Россия, которая не желала противостоять остальному миру.
«Если бы не тяжелейшие драматические ошибки, которые совершил Саакашвили», грузинские территории не были бы оккупированы, считает депутат.
Более жесткую оценку действиям Саакашвили дает руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе. «Тот, кто ограничится событиями августа 2008 года, не сможет понять всей сути. А суть заключается в том, что начиная с 2004 года Саакашвили с завидной последовательностью проводил совершенно контрпродуктивную, безумную политику как в сфере взаимоотношений с Россией, так и в сфере урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии», — сказал эксперт «Газете.Ru».
По его мнению, Саакашвили «сделал ставку на блицкриг, на молниеносную войну, на возврат этих территорий в состав Грузии».
Мамрадзе рассказывает, что «на протяжении лет Саакашвили несколько раз останавливали». «Главную роль тут играли, как правило, американские друзья, которые категорически предупреждали его о последствиях. Очень важное заявление сделал Иванишвили еще в октябре 2011 года: он вспомнил, как весной 2007 года доказывал Саакашвили, Бокерии и Мерабишвили, что вводить в Цхинвали вооруженные силы нельзя, даже если российская сторона будет молчаливо соглашаться с этим», — вспоминает Мамрадзе.
«Саакашвили и его соратники утверждают, что ситуация в Цхинвальском регионе (Южная Осетия. — «Газета.Ru») обострялась, что там было все больше стрельбы и насилия, но они утаивают, что по приказу Саакашвили туда тайно входили вооруженные силы Грузии, занимали позиции в тех селах, где было грузинское население, это вызывало постоянное напряжение и стрельбу. Так же как и размещение Санакоева и его т. н. правительства в селении Курта, которое севернее Цхинвали», — рассказывает эксперт.
«И на этом фоне в 2008 году, несмотря на категорические предупреждения Запада и в первую очередь американцев — ради этого сюда в июле 2008 года приезжала Кондолиза Райс, — Саакашвили все-таки пошел на это безумие. Все силы он бросил на то, чтобы провести парад победы 8 августа в Цхинвали. Были мобилизованы флаги, трибуны. Все это вез в Цхинвали Гиги Угулава (мэр Тбилиси. — «Газета.Ru»). Сейчас об этом открыто говорят эксперты, которые сами при этом присутствовали. Я говорил об этом еще с осени 2008 года как член парламента и член оппозиции», — рассказывает Мамрадзе.
Эксперт заключает, что «после нескольких лет авантюристической политики Саакашвили осуществил военно-политическую авантюру, которая закончилась неизбежным крахом, катастрофой для его правительства и, самое главное, для Грузии».
Об ответственности Саакашвили и ЕНД за войну 2008 года говорит экс-спикер парламента Грузии, лидер партии «Демократическое движение — Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Она уже заявила о своей готовности сотрудничать с расследованием, которое ведет прокуратура. «Страна, общественность и международное сообщество должны знать правду. Правда не может нанести вред стране. Правда об августовской войне нанесет вред президенту Саакашвили и его безответственной команде, которые, несмотря на мои неоднократные предупреждения, загубили страну. Правда не только не нанесет вред Грузии, а, напротив, даст нам шанс открыто говорить с абхазами и осетинами и начать восстанавливать разрушенные мосты», — заявила Бурджанадзе.
Свой уход из власти в 2008 году до начала войны она объяснила «Газете.Ru» пониманием того, что ее влияние еще больше уменьшается, что она не может одна бороться со всеми. «Хватило двух месяцев моего отсутствия у власти, чтобы они втянули страну в кровопролитную войну», — заявляет Бурджанадзе.
С такой жесткой позицией не согласен президент «Клуба экспертов», экс-министр безопасности Абхазии (автономной республики. — «Газета.Ru») генерал Леван Кикнадзе. «Огонь первой открыла осетинская сторона. Это признанный факт. Первыми подверглись бомбардировке грузинские села, и грузинская сторона поддалась на провокацию. Саакашвили решил самостоятельно погасить «горячие очаги». Это была большая ошибка», — считает Кикнадзе. По его мнению, «грузинская сторона должна была забить тревогу и потребовать от международной общественности определенного реагирования. А шагов, которые были предприняты Грузией, было недостаточно».
В Грузии по-прежнему воспринимают Россию как угрозу
63% респондентов, принимавших участие нынешней весной в опросе Международного республиканского института (IRI), сочли Россию источником наибольшей политической и экономической угрозы для Грузии. 35% сочли ее партнером Тбилиси. По данным опроса IRI, обнародованным в июне нынешнего года, 57% респондентов сочли Россию врагом, а другом — 30%. Этой же весной первым по важности вопросом респонденты назвали безработицу (64%), а уже вслед за ней территориальную целостность (37%).