Выборы в парламент Чечни, намеченные на 8 сентября, станут самыми массовыми по числу участников за всю современную историю республики — на один депутатский мандат претендует 20 человек. Законодательная власть формируется по пропорциональной системе.
Свои списки выдвинули 17 партий, общее число выдвинутых кандидатов составляет 793 человека на 41 депутатское кресло. В республике эти цифры называют рекордными и говорят, что это свидетельствует о конкурентности выборов.
Среди тех, кто претендует на парламентские мандаты, почти нет партий, имеющих региональные отделения в Чечне.
«Яблоко», «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС вообще не стали выдвигать свои списки. При этом «Яблоко» — одна из немногих партий, у которой есть в Чечне отделение, в нем состоит более 600 человек. «Тут слишком много партий участвуют в выборах, лидирует «Единая Россия» во главе с Рамзаном Кадыровым, они наберут 95% голосов. Остальные партии разделят между собой оставшиеся 5%. Мы решили не тратить силы на нулевой результат», — говорит председатель «Яблока» в Чечне Куйраша Ибрагимов.
Но завидную решимость демонстрируют так называемые малые партии, в большом количестве возникшие за последний год, после того как была упрощена процедура регистрации в Минюсте. Среди таких партий выделяется группа, возникшая при участии политтехнолога Андрея Богданова. Лидер Демократической партии России, бывший кандидат в президенты (в 2008 году малоизвестный Богданов за несколько месяцев до выборов собрал 2 млн подписей и стал единственным кандидатом-самовыдвиженцем, которого зарегистрировал ЦИК), в политических кругах известен прежде всего тем, что в 2005 году не дал Михаилу Касьянову возглавить ДПР, а в 2011 году увел у Михаила Прохорова «Правое дело».
После либерализации партийного законодательства он стал торговать уставами политических партий, помогая Коммунистической партии социальной справедливости, Социал-демократической партии России, Народной партии России, Союзу горожан пройти регистрацию в Минюсте.
Все упомянутые «богдановские» партии примут участие в выборах в Чечне. При этом ни одна из них не только не имеет своего отделения в республике, но и не собирается вести агитационную кампанию.
Лидер Народной партии России (НПР) Станислав Аранович возглавляет ее список в Чечне, но с трудом вспоминает, в каких регионах он баллотируется. «Действующего отделения в Чечне у нас нет. Я выдвигаюсь почти везде, где 8 сентября будут выборы, и везде возглавляю списки партии. Трудно сейчас точно сказать, но я также баллотируюсь в Тольятти и Ульяновске», — сказал Аранович «Газете.Ru».
По его словам, НПР не собирается вести агитационную кампанию и использует только бесплатные площади в прессе и на местном телевидении для демонстрации общефедеральной рекламы партии. «Никаких специальных роликов для Чечни снимать не будем. Не будем печатать агитматериалы за свой счет», — уточняет Аранович. Он не исключает, что успеет заехать в Чечню и принять участие в дебатах. Основной потребностью чеченских избирателей, полагает Аранович, является сохранение стабильности и безопасности.
Председатель Социал-демократической партии России Виктор Милитарев тоже не уверен, баллотируется ли он во главе списка в Чечне, хотя избирком республики в понедельник объявил о регистрации СДПР.
«Зарегистрировали? Ну, значит, и там выдвигаемся. Во всех регионах, где 8 сентября пройдут выборы, выдвигаемся в списках я и председатель правления партии Сираждин Рамазанов. Не во всех регионах мы сможем провести агитационные кампании, но нам интересно посмотреть, как реагируют на название партии, социал-демократов не было семь лет, и мы не как «Справедливая Россия», — говорит «Газете.Ru» Милитарев.
Избирком Чечни 22 июля объявил о регистрации семи партий: СДПР, НПР, КПСС, ДПР, «Союз горожан», «Родная страна», и «Гражданская позиция».
О зарегистрированной «Родной стране» не известно ничего, кроме сухой справки Минюста, согласно которой юридическим адресом партии является квартира по адресу: Москва, ул. Фестивальная, д. 24. В качестве контактного указан номер телефона, обладатели которого со злостью в голосе отвечают: «Не туда попали». Лидером «Родной страны» числится москвич Дмитрий Артурович Исаев.
«Гражданская позиция», первоначально зарегистрированная как партия «социальных сетей», также принадлежит к числу проектов Богданова. Цели и задачи, указанные в уставе партии (идентичном с другими проектами Богданова), ничего не говорят о политической программе. Председательствующий в ней Чиров Дмитрий Владимирович оказался недоступен для комментариев. Но сменившая название партия запутала даже членов избиркома Чечни, здесь ее иногда по ошибке называют «Гражданской платформой».
Олег Булаев, в 2012 году член «богдановской» ДПР, а теперь ответственный за Северный Кавказ в КПСС, рассказывает, что в регистрации его партии поучаствовал глава республики Рамзан Кадыров. Две недели назад Булаев приехал в Грозный, чтобы подать документы в избирком — своих представителей у КПСС в Чечне нет. «Гуляя по городу, зашел на страницу Кадырова в Instagram, написал ему. Кадыров мне перезвонил, спросил, как проходит регистрация, нужна ли помощь, оставил свой телефон», — говорит Булаев.
Многолетний заместитель Богданова Вячеслав Смирнов полагает, что чеченский избирком не собирается отказывать никому. «В чеченском избиркоме вообще никому ни разу не отказывали, а некоторым партиям даже помогали регистрироваться и по этому поводу даже устраивали пресс-конференцию, потому что некоторые партии приносили документы, написанные на машинке. Неужели вы думаете, что в Чечне, своеобразном регионе, есть разница между «Единой Россией» и «Справедливой Россией»? Чечня такой регион, что люди, прежде чем занять места в списке, спрашивают, в каком списке место можно занять. Партийная принадлежность — это только инструментарий», — говорит Смирнов.
В избиркоме «Газете.Ru» сказали, что к понедельнику рассмотрят и зарегистрируют еще 10 партий.%
На очереди такие партии, как «Зеленые», Коммунистическая партия Российской Федерации, «Коммунисты России», «Защитники Отечества» и даже две ограничившие свой электорат по гендерному признаку — «Женский диалог» и «За женщин России». Лидер последней Галина Хавраева говорит, что в Чечне у нее около 20 членов партии и официальный представитель Марха Дендиева. Дендиева не отвечала на звонки в течение недели.
Лидеры списка «Единой России» — Рамзан Кадыров, глава правительства Абубакар Эдельгериев и депутат Госдумы Адам Делимханов также оказались недоступны для комментариев. Кадыров и Эдельгериев в отпуске, а Делимханова не смогли найти помощники.
Единственный доступный представитель ЕР в Чечне — первый заместитель руководителя исполкома Аида Адильгереева после минутного молчания на вопрос, какого результата партия планирует добиться на выборах в республиканский парламент, ответила: «Максимум». «Возглавляет региональный список глава республики, лидер чеченского народа, поэтому мы рассчитываем на большинство», — говорит Адильгереева.
В прошлых парламентских выборах в Чечне в октябре 2008 года участвовали семь партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», Партия мира и единства и Народный союз, которые выдвинули 345 кандидатов, то есть почти вдвое меньше, чем в 2013 году. По итогам голосования ЕР получила 88,40% голосов, пришедшая второй «Справедливая Россия» только 9,20%, остальные не набрали и 1%. В результате «эсерам» досталось 4 мандата, правда, один из прошедших — Зелимхан Абубакаров по каким-то причинам, которые в СР пояснить не смогли, состоит во фракции ЕР. Глава фракции СР Султан Денильханов отказывается уточнить, на что партия рассчитывает на этот раз, и не принимает во внимание спойлеров. «Мы ожидаем острой борьбы, поскольку впервые со времен второй чеченской войны в выборах принимает такое количество партий. Но считаю, что реальные шансы избраться имеют четыре парламентские партии и, возможно, «Патриоты России», — сказал «Газете.Ru» Денильханов. «Патриоты» подали списки в избирком, в которых числится 57 кандидатов в депутаты, однако в региональном отделении партии на звонки не отвечают.
«Если бы оппозиционные партии — «Справедливая Россия» или «Патриоты России» — были конкурентами и имели бы отличия от ЕР в глазах избирателей, участие в выборах такого количества спойлеров не отразилось бы на результате. Но в данном случае спойлеры размоют голоса», — считает руководитель отдела мониторинга выборов организации «Голос» Андрей Бузин. По итогам выборов в парламент в 2013 году СР может сократить свое присутствие в представительном органе до одного мандата.
«По закону в парламенте должно быть две фракции, поэтому партии, набравшей второй результат, каким бы он ни был, выделят условное одно место», — поясняет Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики.
Подобное изменение в составе парламента не отразится на работе законодательного органа. Но выборы в парламент помогут утвердить лидерство Рамзана Кадырова на Северном Кавказе и убедить Москву не отказываться от выборов главы республики в 2016 году.
В Ингушетии и Дагестане парламенты в этом году предпочли прямому голосованию избрание главы республики через парламент. Кадыров заявил, что в республике пока не собираются отказываться от прямых выборов. «Сегодня в республике складывается зрелое гражданское общество, которое на выборах изберет достойного руководителя, и мы намерены неукоснительно уважать выбор народа», — сказал ранее Кадыров.
Большинство глав регионов сейчас предпочитают не связывать свое имя с ЕР, и многие баллотируются как самовыдвиженцы. Кадыров действует по обратному принципу: он, наоборот, возглавляет список и помогает партии сохранить большинство.