Следственный комитет (СК) России возбудил уголовное дело по статьям Уголовного кодекса 128.1 «Клевета» и 319 «Оскорбление представителя власти» из-за публикации в интернете серии заметок о депутатах Госдумы Елене Мизулиной (председатель комитета по делам женщин, семьи и детей, член партии «Справедливая Россия») и Ольге Баталиной (заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России», член того же комитета). Об этом сообщает официальный сайт Следственного комитета.
«С мая по июнь 2013 года неустановленные лица опубликовали в общем доступе в интернете статьи, содержащие публичные оскорбления депутатов Мизулиной и Баталиной как представителей власти», — говорится в заявлении СК.
В настоящее время ведется поиск лиц, опубликовавших статьи.
«Газета.Ru» связалась с Баталиной и Мизулиной и выяснила, что заявления в СК подали сами депутаты.
«Заявление Елены Мизулиной было подано в Следственный комитет довольно давно: она просила возбудить дело по статье 319 Уголовного кодекса «Оскорбление представителя власти». К заявлению прилагались скриншоты твиттера ЛГБТ-активиста Николая Алексеева», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Елены Мизулиной.
«Я подала заявление в начале июля, просила проверить высказывания некоторых интернет-пользователей в свой адрес на предмет наличия в них признаков преступления по статье 319 Уголовного кодекса (оскорбление представителя власти)», — сказала «Газете.Ru» Баталина.
Николай Алексеев является гражданским активистом движения за права ЛГБТ. Отношения Баталиной и Мизулиной с российскими геями сильно испортились в 2013 году, когда по инициативе этих депутатов Госдумой в весеннюю сессию был рассмотрен и принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма несовершеннолетним. ЛГБТ-сообщество, как российское, так и международное, выступило с публичным осуждением этого закона.
Найти цензурные сообщения представителей ЛГБТ в соцсетях, посвященные этим депутатам, нелегко, хотя возможно.
Так, например, тот же Алексеев в своем твиттере называл Мизулину «дурой».
Стоит отметить, что и Мизулина, и Баталина объясняли журналистам, что пропаганда детям традиционного секса запрещена законодательно, как и гей-пропаганда, и что взрослым можно пропагандировать ориентацию любого типа, однако эти объяснения никем услышаны не были.
«Пока мне никаких претензий никто официально не предъявлял», — сообщил «Газете.Ru» сам Алексеев.
Член совета при президенте по правам человека, руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков сказал «Газете.Ru», что он далек от того, чтобы вставать на позицию «хороших парней» в случае совершения ими неправомерных действий, в том числе оскорблений, однако вопрос вмешательства в свободу слова очень деликатный.
«Если речь идет о прямых оскорблениях в адрес человека с матом, то вторжение будет обоснованным, поэтому надо почитать твиты Алексеева и посмотреть, есть ли основание для возбуждения дела по статье 319. Я поддерживаю активность Алексеева в сфере защиты прав ЛГБТ, считаю это общественно значимой деятельностью, но, если он допустил прямые оскорбления, он должен нести за них ответственность.
— сказал Чиков. — Журналист в такой ситуации был бы защищен сильнее: если бы депутата как-то обозвал, например, Олег Кашин (журналист, член Координационного совета оппозиции. — «Газета.Ru»), у него был бы выше уровень защиты».
При этом, по словам эксперта, есть примеры, когда даже российские суды отказывались признавать нецензурную брань в адрес представителя власти оскорблением, учитывая контекст, в котором этот мат прозвучал. «Например, ситуацию, провоцирующую экспрессивные оценки. Поэтому стоит провести и юридическую оценку различных высказываний Мизулиной и Баталиной о геях, чтобы понять, в ответ на что высказывался Алексеев. Мне же вообще кажется, что депутаты могли подать частный гражданский иск о защите чести и достоинства и не доводить дело до уголовного преследования», — считает Чиков.