В Санкт-Петербурге, несмотря на дождь, три часа протестовали на Малой Садовой. Всего собралось, по оценкам корреспондента «Газеты.Ru», порядка полутора тысяч человек. Полиция задержала свыше 50 участников схода. Все задержания сопровождались криками «Позор!» и «Фашисты!». Надо отметить, что полицейские в целом вели себя довольно аккуратно. Многие сошлись во мнении, что у них изначально была установка проявлять максимальную сдержанность. Жесткие задержания начались лишь к концу – после того как один из оппозиционеров стал призывать присутствующих перекрывать Невский проспект.
Люди стали собираться на сход около 18 часов. Многие пришли в футболках с портретом Алексея Навального, в толпе раздавали газеты «За Навального!» и обсуждали, что «команда Навального, снявшись с выборов, зас...ала». На сходе были замечены и петербургские журналисты, прикрепившие к одежде значки с надписью «Дело против Навального – дело против меня!» и скандировавшие: «Офицеров — наш герой!»
Акция стартовала с небольшого флешмоба, когда все присутствующие подняли руки с экземпляром выданной газеты.
Полицейские предупреждали, что «данное мероприятие не согласовано», однако толпа кричала: «Свободу!»
Многие пришли семьями. Так, например, депутат заксобрания Ольга Галкина митинговала с сестрой Яной и мужем Кириллом. Сама парламентарий была задержана одной из первых. После того как она начала хлопать в ладоши, к ней подошел сотрудник правопорядка и предложил пройти в автобус. Галкина заметила, что ей «этого бы не очень хотелось», однако последовала за полицейским. Тогда же был задержан член Координационного совета оппозиции Андрей Пивоваров.
Дебютировал в протестной акции и бывший единоросс Валерий Федотов. По его словам, он был уверен, что Навальному «дадут по полной». На реплику корреспондента, заметившего, что все ждали от Путина красивого жеста и условного срока, он заявил: «С его стороны это красивый жест. Он же силовик».
Участники акции много креативили, в частности приветствовали очередной проход омоновцев скандированием: «Да здравствует честная полиция!» Сотрудники правопорядка заметно смутились. Несогласных уговаривали освободить тротуар для «прохода граждан», на что получали ответ: «Мы пешеходы!»
У автозака один из оппозиционеров беседовал с полицейским.
— Да это вы же совесть нации, — втолковывал участник акции силовику.
— Кто? Я? – удивлялся его собеседник, заметив, что «совесть – понятие субъективное».
В середине акции присутствующие зарядили: «Россия без Путина!» На это один из протестующих заметил: «И без Медведева!» «Да это вообще ни о чем!» — возразили ему.
Поначалу казалось, что, кроме 20 задержанных ранее, никого трогать не будут, однако, когда лидер местного молодежного «Парнаса» Михаил Конев и муниципальный депутат Александр Шуршев в очередной раз стали агитировать толпу продолжать протест, к ним подбежали омоновцы и поволокли их в автобус.
Ранее Шуршев заявлял, что «по такому случаю готов и 15 суток отсидеть». После этого почему-то стали жестко «винтить» всех, кто оказался неподалеку. Женщину тащили по асфальту, несколько раз ее роняли. Другого мужчину втолкнули в автобус, а вслед за ним закинули его сумку. Присутствующие выражали свое негодование аплодисментами и возмущались.
— А вся Садовая в таком состоянии? – удивлялся прохожий, глядя на улицу, забитую народом.
— Конечно: Навального посадили!
— Да я в курсе…
Зарядил сильный дождь, многие достали зонты и продолжили стоять. И людей стали забирать выборочно – из «ораторских очагов». Тогда же задержали известного петербургского музыканта Михаила Новицкого.
Часть несогласных засела в местных кафе.
— У вас есть круассан? – поинтересовался клиент одного заведения.
— Нет, у нас мало что есть.
— А спагетти?
— Да!
— Будьте добры, мне спагетти за Навального! – определился с заказом мужчина.
Протестные выступления в Екатеринбурге по традиции прошли спокойно: как и на прошлых митингах, ни одного столкновения горожан с правоохранительными органами зафиксировано не было, хотя к месту проведения акции были стянуты бойцы местного ОМОНа.
С утра в на местных форумах, в ЖЖ и «Твиттере» началось обсуждение вечернего «городского схода», связанного с вынесением приговора Навальному. В качестве места сбора безальтернативно была выбрана площадь Труда – небольшая площадка со сквером и фонтаном в центре города, напротив резиденции губернатора. Раньше именно здесь Леонид Волков (тогда в статусе депутата екатеринбургской гордумы, ныне руководитель предвыборного штаба Навального) собирал митинги, на которые приходили рекордные для столицы Урала 3–5 тысяч человек (данные организаторов и представителей силовых структур разнятся).
За несколько часов до мероприятия ГУ МВД официально заявило, что призывы прийти на мероприятие в поддержку Навального расценивает как провокационные. «Органы внутренних дел призывают жителей Екатеринбурга и гостей города не участвовать в незаконных шествиях и митингах... Полиция готова действовать в соответствии с оперативной ситуацией на вверенной территории и при необходимости предпримет меры по недопущению дестабилизации обстановки», — подчеркнул начальник управления информации и общественных связей Главного управления МВД России по Свердловской области Валерий Горелых.
Ситуацию обострял тот факт, что на 20.00 на площади Труда был заявлен и митинг против нелегальной миграции и правонарушений со стороны иностранных граждан, который организовали местные националисты.
С 18.00 на подъездах к центру города были усилены посты ГИБДД, над городом курсировал дирижабль видеонаблюдения, а на площади установили ограждение и две рамки металлоискателей.
Люди на митинг в поддержку Навального (в соцсетях акция на площади Труда называлась «встреча с однокурсниками», «бесплатная юридическая помощь», «прогулка на свежем воздухе») начали подходить к 18.30.
Спустя полчаса, по оценке представителей ГУВД, на площади было 400–500 человек. Из известных горожан были замечены солист группы «Чайф» Владимир Шахрин, депутат облдумы и кандидат в мэры Екатеринбурга Андрей Альшевских, шеф-редактор Znak.com Аксана Панова в сопровождении блогера и борца с наркотиками Евгения Ройзмана, теле- и радиоведущий Максим Путинцев.
Выступлений и заявлений не было, о Навальном напоминал лишь плакат «Вор должен сидеть в Кремле, а не в тюрьме», а также несколько футболок с текстом в защиту осужденного борца с коррупцией.
По сути формат «городского схода» и «прогулки» был полностью соблюден: люди, многие из которых познакомились на прошлых митингах, непринужденно общались между собой под присмотром ОМОНа, который находился рядом в двух автобусах. Мирный формат встречи признали даже представители ГУВД.
«Порядка 300 жителей города пришли к расположенному вблизи площади Труда фонтану, никто из них не выдвигал каких-либо требований, поэтому о цели их визита можно было только догадываться.
Люди спокойно сидели на скамейках, отдыхали после работы, наслаждались мороженым и хорошей погодой. Другие стояли и общались между собой.
О том, что некоторые собрались, чтобы поддержать осужденного сегодня известного общественника, свидетельствовали лишь надетые ими футболки с изображением гражданина Навального. Органы внутренних дел провокаций на мероприятиях не допустили», — следует из официального сообщения.
О каких провокациях идет речь, неизвестно: опрошенные участники утверждают, что никто не пытался развернуть растяжки или выкрикивать лозунги. Столкновений с участниками митинга против нелегальной иммиграции, который проходил в 50 метрах от места встречи сторонников Навального, не произошло, против мигрантов выступили лишь около 50 человек, которые были настроены вполне мирно.
По официальным данным, никто из участников на митингах 18 июля в Екатеринбурге задержан не был.
В Новосибирске сход граждан для обсуждения дела Навального прошел в Первомайском сквере в центре города, напротив здания мэрии. В мероприятии приняли участие около двухсот человек. Формат схода не предполагал демонстрации флагов, лозунгов или символики каких-либо организаций. Один из участников все же развернул плакат формата А4 «Путин – вор, Навальный – нет», полиция не стала его задерживать. Майки некоторых из присутствовавших украшали надписи: «Единая Россия — партия жуликов и воров. Моё оценочное мнение», «Режим загнется», «Навальный: один за всех и все за одного».
Судя по разговорам, среди собравшихся были сторонники движения «Солидарность», партии «Яблоко» и общественно-политического движения «РЕформация».
Акция прошла мирно, без происшествий и провокаций. Тем не менее трое молодых людей были задержаны полицией. Среди проходящих мимо был замечен губернатор Новосибирской области Василий Юрченко с супругой, который немного постоял и пошел дальше, перед этим удивленно посетовав, что не знал о произошедшем.
Заявка на проведение мероприятия в поддержку Навального в Калининграде была подана заранее, так как местные политические активисты не сомневались в том, что приговор оппозиционеру и Петру Офицерову будет обвинительным. Поэтому в установленный срок администрация Калининграда получила уведомление-заявку от «Комитета общественной самозащиты» на проведение 18 июля в сквере монумента «Мать Россия» пикета в поддержку политических заключенных.
Несмотря на то, что приговор огласили в полдень по местному времени, и отсутствие информации о мероприятии (агитация началась в четверг после оглашения приговора и велась в основном в социальных сетях и блогах), около 18.30 на площади стали появляться первые протестующие. Кто-то принес с собой плакаты и транспаранты, кто-то — флаги, а некоторые — пустые листы, на которых уже на месте коллективно писали лозунги с требованиями свободы для Офицерова и Навального.
Самыми яркими были плакаты «Жаба сама себя с трубы не скинет», «Путина в тюрьму, Навального в президенты», «Не превращайте родину в застенок».
В 19.00 в сквере центра Калининграда было около 150 человек, преимущественно молодежь. Акцию поддержали оппозиционные депутаты областной думы и городского совета депутатов.
По периметру сквера стояли немногочисленные наряды полиции, спокойно наблюдавшие за происходящим. Максимальной численности — около 250 человек — акция достигла в 19.30 по местному времени. По окончании мероприятия многие из протестующих договорились собраться на следующий пикет и оповестить о нем всех своих знакомых.