Впервые за восемь месяцев судебных слушаний по делу Михаила Косенко, единственного из фигурантов «болотного дела», обвиняемого в насилии, опасном для жизни и здоровья сотрудника ОМОНа (ч. 2 ст. 318 УК), главные свидетели обвинения явились в Замоскворецкий суд. Дело Косенко выделено в отдельное производство, поскольку следствие, заручившись заключением судебно-психиатрической экспертизы Центра им. Сербского о том, что подсудимый страдает «параноидной шизофренией», настаивает на его принудительном лечении.
Дело Косенко начали рассматривать еще в ноябре прошлого года, за это время двое свидетелей-омоновцев Сергей Лукьянов и Максим Санаев трижды не явились в суд по повестке. На прошлом заседании 29 мая судья Людмила Москаленко постановила вызвать их через руководство Центра специального назначения сил оперативного реагирования ГУ МВД Москвы.
В понедельник, 24 июня, Лукьянов и Санаев, коротко стриженые молодые люди, оба в рубашках в полоску, пришли в суд.
Попеременно отпивая из одной на двоих бутылки с водой (судя по их разговору, накануне они что-то бурно отмечали), омоновцы уклончиво отвечали на вопросы активистов, не пропускающих заседаний по «болотному делу», а потому знающих участников процессов в лицо.
«Я человек», — ответил на вопрос «Вы свидетель?» Лукьянов. Но седой мужчина в велосипедных шортах и футболке с портретом Леонида Ковязина (другого обвиняемого по «болотному делу») не унимался. Лукьянов отвернулся от него к окну. Заседание, назначенное на 11:00 мск, задерживалось на два часа. Активисты толпились у кабинета судьи Москаленко и обсуждали выгодные стороны конституционной монархии. Свидетели Санаев и Лукьянов допивали пол-литровую бутылку воды.
Наконец по коридору в сопровождении приставов прошел Косенко. Яркая рубашка в клетку подчеркивала его бледность и круги под глазами.
Косенко ввели в зал суда, вслед за ним приставы пригласили Владимира Ржанова, одного из его адвокатов. Еще через несколько минут в зал вызвали свидетеля Санаева. Дверь захлопнулась, а томившимся несколько часов журналистам объявили: «Заседание началось, после его начала никого не пускаем». Судья вправе закрыть процесс для посетителей, однако для этого она должна вынести соответствующее постановление. В суде «Газете.Ru» так и не смогли предоставить официальных объяснений, на каком основании судья Москаленко запретила присутствовать журналистам на допросе основных свидетелей обвинения по делу Косенко.
По словам адвоката Ржанова, сотрудник ОМОНа Санаев свидетельствовал, что 6 мая 2012 года на Болотной площади во время протестной акции были организованы беспорядки. Он заявил, что Косенко не видел. По словам сестры Косенко Ксении, присутствовавшей на заседании, Санаев заявил, что на Болотной площади задерживали «возбужденных людей, то есть тех, кто выкрикивал лозунги».
Свидетель Лукьянов сообщил в суде, что видел, как Косенко «совершал движение рук в сторону» бойца 1-й роты 2-го батальона ОМОН ГУВД Москвы Александра Казьмина.
По версии следствия, безработный инвалид 2-й группы, состоящий на учете в психоневрологическом диспансере Михаил Косенко с предпринимателем Максимом Лузяниным сорвали с Казьмина защитную каску «джетта», отняли у него резиновую палку и нанесли несколько ударов руками и ногами по телу. Косенко вменяют удар ногой и рукой. Согласно материалам дела, Казьмин получил «телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы». Лузянин уже признал свою вину и был приговорен к 4,5 года колонии общего режима.
На видео, снятом порталом «Грани.Ru», видно, как мужчина в белой футболке держит за голову Казьмина. За мужчиной стоит Косенко — в красной рубашке и черной куртке, но применяет ли он силу, не видно. Затем в кадре появляется крупный мужчина в черной маске — Максим Лузянин, который хватает Казьмина и валит на асфальт. Видно, что Косенко тянется за омоновцем, но невозможно разобрать, наносит ли он ему удар. Косенко своей вины не признает.
«По словам свидетеля Лукьянова, он видел троих человек, избивавших Казьмина, двоих он опознал — это Лузянин и Косенко. По его словам, Косенко дважды нанес удар рукой», — рассказывает адвокат Ржанов. Он напоминает, что на допросе во время предварительного следствия Лукьянов не упоминал о Косенко. Впервые человек в красной рубашке упоминается во втором протоколе допроса Лукьянова, который прошел в июне прошлого года. Ксения Косенко рассказала, что Лукьянов путался в показаниях, а на прямой вопрос, какой из протоколов допроса считать верным, ответил: «Все».
Потерпевший Казьмин также несколько раз вызывался в суд, но в понедельник на слушания не явился. Судья объявила, что потерпевший находится на больничном.
Следующее заседание по делу судья Москаленко назначила на 26 июня.
Косенко был арестован 6 июля прошлого года и почти год содержится в психиатрическом отделении СИЗО «Бутырка». Вменяемый ему состав преступления предполагает наказание до десяти лет лишения свободы. Однако гособвинение настаивает на принудительном лечении, поскольку в период инкриминируемых ему действий Косенко «не осознавал фактический характер и общественную опасность своих действий». Такой вывод следствие основывает на заключении судебно-психиатрической экспертизы, сделанном врачами Центра им. Сербского 24 июля 2012 года.