Выступая в среду у Бранденбургских ворот в Берлине, Барак Обама призвал Россию к сокращению на треть американских и российских ядерных арсеналов, в том числе тактических ядерных боеголовок, развернутых в Европе.
Визит американского президента в столицу Германии был приурочен к 50-й годовщине знаменитой речи Джона Кеннеди. 26 июня 1963 года, через два года после возведения Берлинской стены, 35-й президент США, выступая у Бранденбургских ворот, произнес историческое: «Ich bin ein Berliner» (Я — берлинец). У этих же ворот в 1987 году тогдашний президент США Рональд Рейган призывал Михаила Горбачева снести Берлинскую стену.
В своей речи Обама отметил, что «сегодняшние угрозы не столь сильны, как это было полвека назад, но борьба за свободу и безопасность и человеческое достоинство продолжается».
Он заявил, цитирует BBC, что «намерен добиваться договоренности с Россией о сокращении ядерного арсенала, чтобы выйти из положения холодной войны».
По словам Обамы, всесторонне проанализировав вопрос, он определил, «что США способны поддерживать безопасность Америки и союзников при одновременном снижении развернутых ядерных стратегических вооружений до одной трети». Американский президент еще в самом начале своего первого президентского строка заявил, что сокращение ядерных арсеналов — один из внешнеполитических приоритетов.
Перспективы сокращения ядерных арсеналов Барак Обама и Владимир Путин обсуждали в минувший понедельник на полях саммита G8 в Лох-Эрне. Некие предложения по этой теме содержались и в письме Обамы Путину, которое в апреле этого года привез в Москву помощник президента США по национальной безопасности Томас Донилон.
Позиция России в вопросе разоружения остается неизменной с момента подписания в Праге в 2010 году двухстороннего договора по СНВ президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой.
Договор СНВ-3 рассчитан до 2021 года и обязывает обе ядерные державы сократить суммарное количество боезарядов до 1,55 тысячи и до 800 понизить предельный уровень для развернутых и неразвернутых стратегических носителей.
О дальнейшем сокращении ядерных арсеналов Россия готова говорить, только если США пойдут на уступки по вопросу развертывания у российских границ систем ПРО.
В среду Владимир Путин фактически одновременно с берлинской речью Обамы заявил: «Мы не можем допустить, чтобы был нарушен баланс системы стратегического сдерживания, чтобы была снижена эффективность наших ядерных сил». Выступая в Санкт-Петербурге на совещании, посвященному выполнению госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы, Путин отметил, что и США, и другие государства активно совершенствуют свои наступательные вооружения, в том числе ракеты средней дальности. По мнению Путина, гонка вооружений переместилась в космос, ведущие мировые державы, в том числе «наши партнеры из США», реализуют масштабные программы по перевооружению военно-космических войск.
«Из космоса возможен обезглавливающий первый удар даже по ядерной державе», — считает Путин.
Военные аналитики неоднократно отмечали, что Москва не готова принимать какие-либо меры по сокращению своего потенциала ядерного сдерживания, до тех пор пока не истечет срок действия договора об СНВ от 2010 года. «Не думаю, что Россия пойдет на изменение потолка ядерного потенциала до 2020 года», — говорит Петр Топычканов, эксперт по нераспространению ядерного оружия Московского центра Карнеги.
Об этом же говорил и замглавы МИД РФ Сергей Рябков: «Прежде чем заниматься обсуждением того, нужны ли дальнейшие сокращения ядерных вооружений, нам надо, во-первых, продвинуться в русле реализации действующего Договора СНВ-3, подписанного в 2010 году. Здесь мы пока еще не прошли и половину пути». А во-вторых, нужно найти приемлемую форму решения проблемы ПРО, добавил Рябков.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин также считает, что предложение Обамы о дальнейшем сокращении СНВ вряд ли будет принято всерьез российским руководством, поскольку не стыкуется с действительностью развития ПРО. «Предложение Обамы напоминает безоглядный процесс разоружения, как это было в горбачевское время, когда были подписаны подлые, подлейшие договоры, ограничивающие нас в разработке современных систем вооружения, которые составляли основу нашего стратегического потенциала», - сказал Рогозин.
По мнению помощника президента Юрия Ушакова, сейчас круг участников переговоров о сокращении ядерных арсеналов должен быть значительно расширен. Помимо России и США, в «клуб ядерных держав» входят Великобритания, Франция, Китай, Индия и Пакистан.
«Обама всегда демонстрировал приверженность принципу ядерного разоружения. Этот принцип Обама должен подтверждать такими выступлениями, как сегодня. Кроме того, Россия и США прошли избирательные циклы, в сентябре состоится первый после выборов президента США его визит в Россию. Поэтому необходимо задать какие-то рамки для следующей встречи. Понятно, что никаких переговоров на этой встрече по разоружению не будет, но Москва и Вашингтон должны продемонстрировать приверженность этому намерению», — отметил аналитик Топычканов.