Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Махачкале подобрали ученого

Борьба за пост мэра столицы Дагестана чревата конфликтом местных элит

Врио мэра Махачкалы назначен ректор крупнейшего в Дагестане университета Муртазали Рабаданов. Кадровое решение назвали компромиссом: Рабаданов — даргинец, как и арестованный мэр Саид Амиров, но по своим взглядам близок к группе реформаторов врио главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который в сентябре собирается избавиться от приставки. В пятницу суд, вероятно, лишит Амирова полномочий мэра, что означает — выборы мэра пройдут в сентябре.

Махачкала третий раз за две недели сменила руководителя. В четверг временно исполняющим обязанности мэра столицы Дагестана назначен доктор физико-математических наук, ректор Государственного университета Дагестана и одновременно депутат республиканского парламента Муртазали Рабаданов. От развернутых комментариев Рабаданов воздерживается, «Газете.Ru» он лишь сообщил: «Я ректор ДГУ, на которого возложены обязанности врио мэра. Это поручение президента (и. о. главы Дагестана Рамазана Абдулатипова)».

О нестандартном кадровом решении назначить ученого на управленческий пост, последние 15 лет принадлежавший влиятельнейшему в Дагестане политику Саиду Амирову, Абдулатипов объявил в своем Instagram-аккаунте.

«Сообщаю вам, что назначен новый исполняющий обязанности мэра города Махачкала. Долго думал над списком кандидатов, но решил рекомендовать ректора классического университета, человека с европейским образованием Рабаданова Муртазали Хулатаевича. Это еще один сигнал о том, что во власть в Дагестане должны приходить грамотные и современные люди», — написал Абудалатипов. Он уточнил, что дал задание республиканскому правительству и своей администрации совместно с Рабадановым «привести в порядок цены на транспорт, ЖКХ». «Все должно делаться открыто и вместе с горожанами», — заключил Абдулатипов.

В сентябре Абдулатипов собирается выдвинуться через республиканский парламент на пост главы Дагестана, поэтому он всячески демонстрирует открытость, не свойственную его предшественнику Магомеду Магомедову (он в январе по указу Владимира Путина перешел на работу в Кремль). Адулатипов завел аккаунт r_abdulatipov в марте этого года, у его страницы больше 12 тысяч подписчиков. На странице фотоблога опубликованы его мобильный телефон для SMS и адрес электронной почты. Как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Магомедбек Ахмедов, о преимуществах фотосервиса Абдулатипову рассказал Рамзан Кадыров, который считается открытием года среди фотоблогеров.

Кандидатура Рабаданова на внезапно опустевший пост мэра Махачкалы наименее конфликтная для Абдулатипова.

Должность мэра Махачкалы стала вакантной после ареста Саида Амирова.

Его задержали и вывезли на вертолете из Махачкалы в Москву 1 июня, на следующий день Бассманный суд выбрал для него меру пресечения — арест до 1 августа. Главное следственное управление Следственного комитета предъявило Амирову обвинение по ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование, в том числе организация и пособничество), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). По версии следствия, Амиров приказал своему племяннику, замглавы Каспийска Юсупу Джапарову разобраться с начальником следственного отдела СКР по Советскому району Махачкалы Арсеном Гаджибековым. Следователь был убит в декабре 2011 года. В случае если вина Амирова будет доказана, ему грозит лишение свободы сроком от 10 лет. До настоящего времени парализованный ниже пояса Амиров содержался в СИЗО Лефортово, в четверг его перевели в больницу СИЗО Бутырской тюрьмы, сообщил «Газете.Ru» один из его адвокатов.

После задержания Амирова его пост с приставкой врио занял Баганд Магомедов, почти 20 лет работавший вместе с Амировым, а в молодости возглавлявший Даргинский драмтеатр. Те 10 дней, что он был врио мэра Махачкалы, Магомедов активно давал интервью, рассказывая о достоинствах своего бывшего руководителя. По его мнению, задержание Амирова было «циничным», а обвинения против него сфабрикованы. Магомедов был в доме Амирова, когда к тому пришли следователи с постановлением о задержании. В четверг было официально объявлено, что Магомедов «ушел в отпуск».

Задержание Амирова, открыто заявлявшего о своих амбициях возглавить Дагестан и собиравшегося составить конкуренцию Абдулатипову, парализовало политическую элиту Дагестана. Свояченица Амирова Перзият Багандова занимает пост главы исполкома городского отделения «Единой России», а сам он считается одним из основателей ЕР в Дагестане. «Если бы он (Амиров) выдвинул свою кандидатуру на пост главы республики, думаю, он прошел бы с меньшим сопротивлением, чем Абдулатипов», — говорит Максим Шевченко, главный редактор интернет-издания «Кавказская политика».

Свояченица и глава махачкалинской ЕР Багандова в четверг отказалась комментировать назначение Рабаданова. Ее примеру последовали члены фракции ЕР в республиканском парламенте. Осторожно о новом и. о. говорят в местной «Справедливой России».

«Рабаданов уважаемый человек. Кандидатуры на пост мэра в СР еще не обсуждались. Мэр не отстранен от должности, пока не будет решения суда, никто не имеет права вешать ярлыки на человека», — говорит лидер дагестанских «эсеров» Гаджимурад Омаров.

В пятницу Басманный суд рассмотрит ходатайство следствия о лишении Амирова полномочий мэра. Это развяжет руки дагестанским политикам, поскольку в республике опасались, что ЦИК Дагестана не успеет назначить выборы мэра на единый день голосования 8 сентября.

По закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае назначения досрочных выборов ЦИК обязан назначить выборы за 60 дней до дня голосования. То есть, если в пятницу Бассманный суд лишит Амирова полномочий, у Центризбиркома останется почти месяц, чтобы объявить выборы.

«У Рабаданова небольшие шансы победить на выборах, он скорее временная фигура», — говорит замредактора дагестанского «Черновика» Маирбек Агаев.

Рабаданов в Дагестане считается не только крупным ученым с большим количеством научных публикаций в области кристаллографии, но и одним из самых влиятельных представителей даргинской группы. Однако его влияние скорее относится к Москве, где он работал в Институте кристаллографии РАН с 2000-го по 2007 год. В Дагестане часто упоминают, что в Москве Рабаданов подружился с экс-министром финансов Алексеем Кудриным. В 2007 году аварец Муху Алиев, только что сменивший первого президента Дагестана даргинца Магомедали Магомедова, сохраняя баланс в распределении должностей между национальными группами, приглашает Рабаданова в Дагестан на пост сначала проректора, а затем и ректора крупнейшего в республике университета — ДГУ. Рабаданов заслужил себе репутацию реформатора и либерала, но до 2011 года не демонстрировал политических амбиций. Но в 2010 году Магомедсалам Магомедов, сын первого президента, возглавляет республику и в следующем, 2011 году Рабаданов избирается в народное собрание Дагестана.

«В случае если Рабаданов выдвинет свою кандидатуру на пост мэра, я не уверен, что он победит, — говорит Шевченко. — Он, конечно, очень известный в Дагестане человек, у многих представителей местной элиты дети закончили ДГУ. Но, боюсь, как хозяйственник он мало знаком». Многое будет завесить от решений федерального центра. Каждая из национальных групп — аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины — захотят выдвинуть своих кандидатов. «Махачкала слишком лакомый кусок, за пост мэра развернется схватка острее, чем за пост главы Дагестана. Выборы могут привести к серьезным внутриэлитным конфликтам», — отмечает Шевченко.

После ареста Амирова и вынужденного ухода с поста главы Национального банка Дагестана Сиражутдина Ильясова, лакца, близкого лично к Амирову и даргинцам, ситуация в Дагестане оказалась на грани дестабилизации.

Поэтому назначение Рабаданова врио мэра — решение компромиссное. Даргинцы «сохраняют лицо», что немаловажно в Дагестане. А Абдулатипов приобретает реформатора в руководстве Махачкалы. «Расчет сделан на то, что Рабаданов будет работать в связке с Абдулатиповым», — подчеркивает политолог, член научного совет Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Нейтральность Рабаданова по отношению к происходящим в республике событиям позволит ему выстраивать со всеми политическими группами ровные взаимоотношения, отмечает Малашенко.

Внешний компромисс Абдулатипова демонстрирует, что все кадровые решения в республике принимаются с одной целью — реализовать задуманное Москвой обновление местных элит. «Все силы команды Абдулатипова сосредоточены на передаче рычагов управления от старой команды к группе реформаторов», — отмечает Шевченко. Проект, запущенный в январе указом Владимира Путина, о назначении Абдулатипова врио главы республики будет иметь шанс на успех, только если в сентябре он избавится от этой приставки.

Новости и материалы
Звезда «Тайн следствия» назвал причину ухода из сериала
Лекарство для похудения облегчает боль в колене при артрите, выяснили ученые
Названа причина экстренной посадки самолета в аэропорту Пулково
«Кровь и хаос»: депутат раскритиковал новое «Преступление и наказание»
В Чехии полиция протестует против низких зарплат и бюрократии
В Минобрнауки назвали плюсы ЕГЭ
СКА неожиданно уступил аутсайдеру КХЛ
Ученые выяснили, сколько лесов в мире может вырасти без помощи человека
Немецкий концерн Rheinmetall скоро достроит на Украине второй военный завод
Грету Тунберг заметили на митинге в Тбилиси
В Британии призвали не ждать развала экономики России
Милош Бикович объяснил, почему держит в тайне личную жизнь
В Госдуме считают, что глава МОК осознает неправильность решений в отношении России
В Раде призвали мобилизовывать женщин
Постпредство России при ООН прокомментировало договор с КНДР
Глава Таганрога призвала жителей приготовиться к наводнению
Зеленский поговорил с Трюдо по телефону
В Испании сообщили об отмене 50 рейсов из-за плохой погоды
Все новости