КНДР и Республика Корея проведут двусторонние переговоры для улучшения отношений. В четверг Сеул принял предложение Пхеньяна о возобновлении переговорного процесса, приостановленного в марте.
«Мы надеемся, что переговоры помогут нам сформировать доверие», — говорится в заявлении официального Сеула.
«Мы ценим, что южная сторона быстро и позитивно отреагировала на наше предложение о переговорах между властями двух сторон», — цитирует центральное телеграфное агентство КНДР заявление северокорейского представителя комитета по объединению Кореи.
Попытку возобновить отношения с Югом в КНДР объясняют желанием нормализовать коммерческие проекты и сотрудничество в промышленной сфере, приостановленное в апреле. Помимо этого
чиновники планируют поднять вопрос о воссоединении семей, разделенных во время военного конфликта 1950–1953 годов (по результатам этой войны Корея была разделена на южную и северную части).
В конце апреля Пхеньян предложил провести переговоры о возобновлении работы межкорейского комплекса в приграничной индустриальной зоне Кэсон. Также в конце апреля Северная Корея предложила Югу подписать полноценный мирный договор взамен соглашения о перемирии, заключенного еще в 1953 году.
Сейчас Южная Корея призвала соседей провести ближайший раунд переговоров на министерском уровне министров 12 июня в Сеуле, однако в Пхеньяне полагают, что такой встрече «должны предшествовать рабочие контакты, которые целесообразно провести 9 июне в городе Кэсон». При этом нужно учитывать, что «двусторонние отношения в течение многих лет находились в состоянии застоя, а взаимное недоверие достигло предела».
Представитель Комитета за мирное объединение Кореи сообщил, что КНДР откроет линию связи комитетов Красного Креста в пограничном пункте Пханмунджом в демилитаризованной зоне и надеется получить через него ответ из Южной Кореи.
В качестве площадки для переговоров КНДР предлагает использовать либо город Кэсон в приграничной зоне с Южной Кореей, либо туристический район Кымгансан (Алмазные горы).
Обе точки имеют стратегическое значение для связей между странами. В Кэсоне расположены южнокорейские предприятия легкой промышленности, на которых ранее были заняты 53 тысячи жителей КНДР. Эту зону южнокорейские бизнесмены и рабочие были вынуждены покинуть в апреле, после того как КНДР полностью прекратила там все работы из-за обострения отношений между странами. Пхеньян закрыл там свои предприятия, фактически лишив своих граждан рабочих мест. Кымгансан, в свою очередь, является туристическим направлением, популярным у южан.
«Мы призываем к встрече на высоком уровне для нормализации кэсонского индустриального комплекса и возобновления работы туристического региона Кымгансан… Если необходимо, мы можем поднять гуманитарные вопросы, например о воссоединении семей», — говорится в предложении Пхеньяна.
Предложение КНДР поступило в преддверии встречи китайского лидера Си Цзиньпина и президента США Барака Обамы,
которая должна пройти в пятницу в Калифорнии. Одной из тем предстоящих переговоров, вероятно, станет обострение ситуации на Корейском полуострове, произошедшее после того, как в феврале Пхеньян провел ядерные испытания, полагает агентство Reuters.
«Северная Корея показывает, что она готова двигаться в сторону переговоров и диалога. Это даст Китаю преимущество во время встречи Си Цзиньпина с Обамой», — говорит Ко Ю Хван, профессор университета Сеула, изучающий отношения с КНДР.
«Предложение о переговорах КНДР было совершенно ожидаемым. К этому привели сразу несколько факторов», — считает российский востоковед, директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов. Во-первых, отмечает эксперт, с января мировое сообщество было ошарашено агрессивностью КНДР, а впоследствии стало ясно, что дальнейшие усугубление ситуации приведет к полной блокаде страны. Во-вторых, традиционные сторонники — Россия и Китай — отказались поддержать Северную Корею. В-третьих, сказываются кризисные последствия такого поведения: перебежчики из КНДР сообщают о голоде в ряде областей, говорит он.
Сотрудник центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов считает, что предложение о переговорах между Пхеньяном и Сеулом находится в русле традиционной схемы отношений Севера и Юга. Шаблон отношений сформировался еще при Ким Чен Ире и Ли Мен Баке (бывших лидерах двух стран) – от нагнетания агрессии в медиапространстве переходили к переговорам о мире.
«Сейчас южнокорейские (совместные с США — «Газета.Ru») учения у берегов КНДР закончились, острота спала.
Пока речь не идет о потеплении отношений: пока стороны договорились, что нужно договариваться. А потом нельзя сказать, что КНДР непослушный агрессор: на нее оказывают сильное влияние Россия и Китай. К тому же КНДР всегда подчеркивала, что она только отвечает на угрозу», — отмечает эксперт.