Басманный суд Москвы в воскресенье арестовал до 1 августа мэра Махачкалы Саида Амирова, сообщили в пресс-службе суда. Чиновнику, 15 лет бессменно руководившему дагестанской столицей, до 10 июня предъявят обвинение в организации посягательства на жизнь сотрудника Следственного комитета, заявляют в ведомстве Александра Бастрыкина.
Федеральные силовики вплотную начали подбираться к Амирову в начале 2013 года – после отставки в конце января главы Дагестана Магомедсалама Магомедова и назначения руководителем республики Рамазана Абдулатипова.
До этого Амирова считали в Дагестане «лучшим другом силовиков», а те, в свою очередь, регулярно удостаивали его наград — медалей ФСБ и Госнаркоконтроля.
Сначала в марте был взят под стражу начальник УМВД Махачкалы Раип Ашиков по делу «банды прокуроров». На счету банды, по версии следствия, десятки заказных убийств следователей и прокуроров, торговля наркотиками и другие тяжкие преступления. Месяц спустя по этому же делу задержали следователя Кировского района Махачкалы Магомеда Ахмедова, по кличке «Заяц», и командира взвода ППС отдела МВД по городу Каспийску Гаджи Джамалутдинова. Один только Ахмедов признался в шести убийствах. 31 мая был взят под стражу заместитель мэра города Каспийска Юсуп Джапаров – племянник мэра Саида Амирова.
В тот же день, 31 мая, в поселке Ленинкент во время спецоперации был задержан лидер диверсионно-террористической группы «Махачкалинская» 24-летний Сиражудин Гучучалиев. Он был ранен в ногу, но остался жив, что довольно необычно для спецопераций в Дагестане.
По словам источника «Газеты.Ru» в полиции Дагестана, Гучучалиев дал показания, в числе прочего сообщив о связях мэра Махачкалы Амирова с боевиками.
В пятницу же Главное следственное управление СК возбудило дело в отношении мэра Амирова по факту организации посягательства на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование (ч. 3 ст. 33, ст. 295 УК РФ). Квалификация вменяемого Амирову преступления подразумевает от 10 лет лишения свободы.
По версии СК, Амиров причастен к организации убийства в декабре 2011 года и. о. руководителя следственного отдела СК по Советскому району Махачкалы Арсена Гаджибекова. Нападавший расстрелял его, когда тот вышел из автомобиля и направился в сторону дома.
По делу об убийстве Гаджибекова задержано и этапировано в Москву более 10 соучастников Амирова, уточняют в СК. Всех задержанных проверяют на причастность к совершению ряда других тяжких и особо тяжких преступлений. Среди них Юсуп Джапаров и Сиражудин Гучучалиев.
Амирова задержали в субботу, 1 июня, на глазах у всей администрации республики и толпы горожан.
С утра субботы в Махачкале было оцеплено несколько центральных улиц, в воздухе барражировали военные вертолеты. Спецназ Центра специального назначения ФСБ задержал Амирова на рабочем месте. Был проведен обыск в здании администрации города и в доме чиновника. После этого Амирова под конвоем посадили в военный вертолет, приземлившийся для этого на центральной площади Махачкалы, и этапировали в Москву.
Так в Махачкале проводили одного из самых влиятельных на Северном Кавказе политиков, который стал известен еще в начале 1990-х годов, а к 2000-м получил прозвище «бессмертный».
«Считалось, что Амиров — это некий столп. Эффект от его ухода будет не сопоставим ни с чьим на Северном Кавказе, разве что с Лужковым в Москве, — сказал «Газете.Ru» политолог, член научного совет Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Про него ходило много всяких историй, похожих на правду, о том, как он расправлялся со своими соперниками, и о его дружбе с силовиками».
Как сообщает официальная биография Амирова, опубликованная на сайте администрации Махачкалы, впервые он был избран мэром дагестанской столицы в 1998 году. Тогда и в каждый последующий раз (в 2002, 2006 и 2010 годах) он выигрывал выборы с поддержкой более 90% избирателей, свидетельствуют данные ЦИК. «С его приходом столица республики преобразуется буквально на глазах», — утверждает сайт мэрии. Также сообщается о многочисленных правительственных наградах Амирова — за благоустройство города, за заслуги перед отечеством, за активное участие в избирательных кампаниях, за вклад в межнациональные отношения. Только несколько месяцев назад Минрегион признал его лучшим главой муниципального образования среди административных центров субъектов России.
На самом деле Амиров начал свою политическую карьеру задолго до победы на выборах главы городской администрации Махачкалы 1998 года и к тому времени пережил уже десяток покушений.
В 1991 году первый президент Дагестана Магомедали Магомедов назначил вице-премьером республики левашинского даргинца Амирова (уроженец Левашинского района, 2/3 жителей которого являются даргинцами): оба принадлежали к одному и тому же клану. В Дагестане негласно считается, хотя никем и никогда это официально не было подтверждено, что Амиров был активным участником криминального бизнеса. В 1993 году на него было совершено покушение, после которого Амиров навсегда оказался прикованным к инвалидному креслу. В феврале 1998 года Амиров побеждает на первых выборах главы горадминистрации Махачкалы, а уже в сентябре на него покушаются опять: террористы взорвали микроавтобус «УАЗ» с 200 кг взрывчатки, припаркованный напротив дома Амирова. Тогда было разрушено 29 домов, 18 человек погибли, более 100 получили ранения, без крыши над головой остались 140 человек. Однако дом мэра устоял, сам он тоже не пострадал. Всего на Амирова было совершено 15 покушений.
В республике ему негласно приписывают организацию в разные годы заказных убийств
депутата Народного собрания Дагестана Магомеда Сулейманова, начальника «Дагводоканалстроя» Тотурбиева , экс-депутата Госдумы и криминального авторитета Надира Хачилаева, министров информации Загира Арухова и Магомеда Гусаева, главреда «Черновика» Хаджимурата Камалова, главы дагестанского МВД Адильгерея Магомедтагирова. И это далеко не полный список жертв, однако подозрения в адрес Амирова всегда оставались на уровне слухов, его причастность к этим преступлениям никогда и никем не была доказана.
На первые годы мэрства Амирова пришелся строительный бум в Махачкале. В городе ходили легенды о величине денежных сумм «откатов» за участки земли, которые якобы платили Амирову. Но эти факты также не были ни разу официально подтверждены.
Амиров считался не только одним из лидеров даргинцев, он сумел объединить вокруг себя лезгинов, заручившись поддержкой их влиятельного представителя, мэра Дербента Имама Яралиева.
(Напомним, что ушедший в отставку в январе глава Дагестана Магомедсалам Магомедов принадлежит к даргинцам, а назначенный на его место Кремлем врио президента Рамазан Абдулатипов — представитель национального большинства республики, аварцев.)
Влияние Амирова распространялось далеко за пределы Махачкалы: он бессменно председательствовал в Совете муниципальных образований Дагестана, таким образом имея постоянный личный контакт с каждым районным главой.
«В Махачкале проживает треть жителей Дагестана, его почти официально считали вторым человеком в республике после президента», — говорит заместитель главного редактора дагестанского еженедельника «Черновик» Маирбек Агаев. Сыновьям Амирова – депутату заксобрания Дагестана Магомеду Амирову и руководителю республиканского управления Федеральной службы судебных приставов Далгату Амирову – прочили политическую карьеру в Москве.
Арест Амирова произвел на дагестанскую политическую элиту эффект больший, чем отставка главы республики Магомедсалама Магомедова в январе этого года.
Представители исполкома «Единой России» в Дагестане (Амиров в 2001 году был одним из создателей регионального и махачкалинского отделений ЕР, главой последнего он является и в настоящий момент) отказываются от комментариев. Депутаты Народного собрания Дагестана, в субботу наблюдавшие из окон своих кабинетов задержание Амирова, также заявляют, что им «нечего сказать».
Однако городские депутаты молчать не стали. Как стало известно «Газете.Ru» утром в воскресенье, 2 июня,
депутаты городского собрания Махачкалы провели экстренное заседание, на котором подписались под обращением в поддержку Амирова к президенту Владимиру Путину, председателю Госдумы Сергею Нарышкину, генпрокурору Юрию Чайке и председателю СК Александру Бастрыкину.
«Ярлык виновности в отношении С. Д. Амирова уже повешен, трудно рассчитывать на объективность следственных действий и всего расследования в целом... В сложившейся ситуации можно предположить, что действительные заказчики и исполнители убийства, оговорив С. Д. Амирова, надеются получить шанс на свое спасение, сделав это обстоятельство предметом торга», — говорится в обращении.
Политические аналитики считают напрасными старания махачкалинских депутатов, поскольку решение о задержании Амирова принималось непосредственно в Москве. А его арест должен быть первым подтверждением смены политики Кремля в Дагестане, проводником которой стал назначенный Рамазан Абдулатипов.
Новый глава Дагестана неоднократно заявлял, что перед ним поставлена задача порвать связи между местными чиновниками и незаконными вооруженными формированиями, которые регулярно устраивают теракты на территории республики.
После задержания мэра Махачкалы Абдулатипов еще раз подтвердил «Газете.Ru», что «речь идет обо всех, кто пытается жить не по закону».
Хотя источники в администрации и говорят, что силовики предупреждали, что Амиров находится «в разработке», Абдулатипов настаивает на том, что не знал о готовящейся спецоперации, вызвавшей смятение в политической элите республики.
«Это работа силовых органов: они не обязаны уведомлять о своих операциях. В стране (республике — «Газета.Ru») идет процесс чистки, задержание Амирова не частный случай», — сказал Абдулатипов «Газете.Ru».
Самого Абдулатипова в субботу в Махачкале не было: вместе с главой Чечни Рамзаном Кадыровым он смотрел на «Ахмат-Арене» в Грозном финал Кубка России по футболу между московским ЦСКA и махачкалинским «Анжи».
«Ни один президент без поддержки Кремля не дерзнул бы задержать такую фигуру, как Амиров. Кремлю надоело терпеть лояльного, но неуправляемого мэра», — отмечает Малашенко. Желание Кремля устранить чрезмерно самостоятельного Амирова политолог объясняет новым курсом Абдулатипова. По его словам,
борьба Абдулатипова с коррупцией и вооруженным подпольем будет иметь такой же сомнительный успех, как и у его предшественников, если такие лидеры кланов, как Амиров, сохранят самостоятельность.
Это, в свою очередь, сведет к нулю оптимистичные заявления Кремля вокруг назначения Абдулатипова с последовавшим в апреле отказом от выборов главы региона.
Как сообщил «Газете.Ru» Абдулатипов, временно исполнять обязанности мэра Махачкалы будет первый заместитель Амирова Баганд Магомедов.
Однако в Дагестане о деятельности Магомедова в администрации города практически ничего не известно, его больше знают по работам в кино в качестве актера и каскадера (он снялся в 12 художественных фильмах, сыграл главные роли в кинокартинах «Тайна рукописного Корана», «Сказание о храбром Хочбаре», «Белое проклятие» и других). В 80-е он работал директором Даргинского государственного драматического театра. Также преподавал актерские дисциплины на театральном отделении Дагестанского госуниверситета, юридический факультет которого закончил в 1998 году. Был депутатом двух созывов Народного собрания Республики Дагестан, первым замом Амирова назначен в 2007 году.
«Он человек невероятной публичности, в свое время снимался в кино. Он не передвигается с охраной, в администрации он, кажется, служил неким мостом между мэром и общественностью», — говорит Маирбек Агаев. Временная ли фигура Магомедов, в Дагестане не знают, как не знают, состоятся ли в сентябре выборы нового мэра.
«Если в Москве не подстраховались, то конфликт между даргинцами и аварцами (Абдулатипов — аварец по национальности) будет очень дорого стоить всем.
Очень хочется надеяться, что, убирая Амирова, там просчитали все возможные последствия», — говорит Малашенко.