Новым главой ФБР, судя по всему, станет 52-летний бывший замгенпрокурора США Джеймс Коми. На этом посту он сменит Роберта Мюллера, который возглавил ФБР еще при Буше-младшем — ровно за неделю до терактов 11 сентября 2001 года. Как ожидается, Мюллер покинет свой пост 4 сентября.
По некоторым данным, Обама определился с кандидатурой Коми на пост главы ФБР еще в апреле, но началу слушаний по нему помешал теракт в Бостоне.
Джеймс Коми занимал должность замгенпрокурора США еще при президенте Джордже Буше-младшем. До этого он работал прокурором по Южному округу Нью-Йорка, который считается одной из главных площадок борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком в США. Еще раньше Коми был помощником генпрокурора США по Восточному округу штата Вирджиния, и на этом посту он принял участие в расследовании теракта в Хобар-Тауэрс — атаки на объект армии США в Саудовской Аравии в 1996 году, в результате которой погибли, по разным данным, от 17 до 19 американских военнослужащих.
Наиболее известен Джеймс Коми своим отказом в 2004 году сертифицировать правовые аспекты внутреннего наблюдения в целях соблюдения национальной безопасности, предложенные администрацией Джорджа Буша-младшего.
Это решение Коми принял в период исполнения обязанностей генпрокурора США (главы министерства юстиции), когда занимавший этот пост Джон Эшкрофт попал в больницу с панкреатитом. Именно за этот отказ Коми полюбили многие демократы, выступавшие против программы внутреннего наблюдения. Получив от Коми отказ, старший чиновник Белого дома Альберто Гонсалес и глава аппарата Буша-младшего Эндрю Кард поехали в больницу уже к самому Эшкрофту и попытались убедить его подписать документ, но тот также отказался это сделать, сославшись в том числе на то, что в данный момент обязанности генпрокурора официально возложены на Коми. Разговор происходил непосредственно в палате интенсивной терапии, где находился на тот момент Эшкрофт.
В итоге, когда Эшкрофт и Коми, а вместе с ними и тогдашний глава ФБР Роберт Мюллер пригрозили Джорджу Бушу-младшему отставками в случае сертификации документа, президент вынужден был отступить, и через три недели вышедший на работу Эшкрофт подписал документ в том виде, в каком он устраивал министерство юстиции.
Спустя три года на слушаниях в юридическом комитете сената Коми признался, что события в палате Эшкрофта были, «вероятно, наиболее трудной ночью в моей профессиональной жизни».
В 2005 году Коми вновь стал «героем демократов», когда он, хоть и безуспешно, пытался ограничить использование жестких тактик допроса подозреваемых в терроризме, в частности утопления, которое демократы расценивали как пытку.
В том же году Коми покинул министерство юстиции и до 2010 года работал генеральным юрисконсультом аэрокосмического гиганта Lockheed Martin. С 2010-го по 2013 год он работал в инвестфонде Bridgewater Associates, а совсем недавно стал старшим научным сотрудником юридической школы Колумбийского университета, где читает лекции. Кроме того, с этого года Коми является членом совета директоров банка HSBC.
Эксперты говорят, что Барак Обама остановил свой выбор на члене Республиканской партии в качестве главы ФБР, чтобы оно поддержало его кандидатуру на фоне столь тяжело прошедших через сенат назначений на другие высшие посты. Однако и в этом случае Обаме, видимо, все-таки не удастся избежать трудностей, так как
лидер республиканской фракции в юридическом комитете сената Чак Грассли уже заявил, что у него есть вопросы к Коми. По его мнению, будущий глава ФБР, в период экономического кризиса работавший в хедж-фонде, должен помочь в расследовании уголовных дел против своих бывших коллег с Уолл-стрит.
Если кандидатура Коми будет одобрена, то он станет уже вторым республиканцем на ключевом посту в сфере национальной безопасности в нынешней администрации Обамы. Назначенный три месяца назад министром обороны США Чак Хейгел тоже является республиканцем. Кстати, несмотря на это, его утверждение на пост министра прошло с очень серьезными трудностями.
Кандидатура главы ФБР, как и кандидатуры министров и глав других федеральных ведомств США, утверждаются сенатом. В этой палате парламента большинство сейчас имеют демократы, но оно является недостаточным для того, чтобы они могли одобрить какую-либо кандидатуру простым большинством вне зависимости от позиции республиканцев. Согласно законодательству США, если разрыв между представительствами партий в сенате невелик (а сейчас он именно таков), то партия меньшинства (в данном случае это республиканцы) имеет право парализовать работу сената, взяв слово и не давая вынести на голосование тот или иной вопрос.
Такой паралич наступал в сенате уже как минимум дважды за последние несколько месяцев: при утверждении Джорджа Бреннана и Чака Хейгела главами ЦРУ и Пентагона соответственно. В ходе утверждения Бреннана пользующийся популярностью сенатор от Республиканской партии Рэнд Пол даже прибегнул к тактике бесконечной речи, которую в 1929 году отразил в своем культовом фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон» режиссер Фрэнк Капра. Рэнд Пол, правда, продержался меньше героя Капры: ему удалось отсрочить утверждение Бреннана главой ЦРУ лишь приблизительно на 12 часов.
Джеймсу Коми предстоит возглавить ФБР в момент, когда бюро находится под пристальным вниманием общественности из-за скандалов с прослушиванием телефонных разговоров журналистов Associated Press и получением доступа к электронной почте одного из репортеров Fox News. Многие сейчас также предъявляют ФБР претензии за отсутствие должной реакции на предупреждения российской стороны о потенциальной опасности будущего организатора теракта в Бостоне Тамерлана Царнаева. Помимо всего прочего дополнительное внимание к ФБР приковано в связи с участием бюро в расследовании нарушений в налоговом управлении, в ходе которых внеочередным проверкам подвергались политические оппоненты Барака Обамы.