Правительство США намерено расширить диалог с Северной Кореей в 2014 году. Госдепартамент планирует провести ряд двусторонних переговоров по денуклеаризации КНДР и ее ядерной программе (в том числе по обогащению урана), отмечается в документе. Однако главной задачей, согласно докладу, станет укрепление сотрудничества КНДР с Южной Кореей и Японией, а также попытка сформулировать четкую позицию других стран относительно последних провокаций со стороны Пхеньяна.
При этом американские СМИ подчеркивают, что инициатива США, вероятнее всего, станет частью политики по сдерживанию КНДР. Директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов, завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов полагает, что США сделает все, чтобы контроль над ситуацией не заполучил Китай.
«Это часть той политики, как бы «новой» политики, которую США начали с декабря прошлого года. Напомню, что этот период как раз ознаменовался резким обострением отношений Северной Кореи практически со всеми странами мира,
связанным с испытанием ракетоносителей, а позже и с ядерными испытаниями. Если отследить всю цепочку событий, то мы увидим, что сначала ситуация зашла в тупик: все ждали войны. А потом начались переговоры между США и Северной Кореей. И здесь самым важным было то, кто первым сможет договориться с Северной Кореей – США или Китай», — уверен эксперт.
«Весь мир в последнее время склонялся к тому, что урегулировать ситуацию сможет только Китай. Но для США эта ситуация была бы просто неприемлемой.
Так как это бы означало, что Китай резко улучшает свою позицию не только во всей Восточной Азии, но в и в целом в Тихоокеанском регионе. Тогда США пошли на довольны дикие шаги: в конце марта они отказались от совместных с Южной Кореей учений в районе Северной Кореи, тем самым показав, что готовы идти на диалог. США показывают, что готовы рассматривать Северную Корею как нормального партнера для диалога, до них этого не делал практически никто» (впоследствии учения были снова возобновлены — «Газета.Ru»), — рассказал «Газете.Ru» Маслов.
На днях США дипломатично призвали КНДР к сдержанности на фоне выпущенных Пхеньяном 18 мая трех управляемых ракет малого радиуса, которые упали в море к востоку от Корейского полуострова.
В свою очередь Южная Корея назвала запуски «досадными» и «провокационными», а генсек ООН Пан Ги Мун призвал Северную Корею воздержаться от подобных действий и вернуться к переговорам в шестистороннем формате.
«Северная Корея не сможет достичь ничего: угрозы или провокации приведут лишь к дальнейшей изоляции КНДР и подрывают международные усилия по обеспечению мира и стабильности в Северо-Восточной Азии», — заявил после субботнего инцидента представитель Белого дома.
«Мы внимательно следим за ситуацией на Корейском полуострове. По стандартной практике, мы не комментируем вопросы разведки. Мы продолжаем призывать Северную Корею вести себя сдержанно и улучшать отношения с соседями», — прокомментировали ситуацию и в госдепартаменте США. Однако всего сутки спустя, 19 мая, КНДР произвела запуск еще одной ракеты малого радиуса, которая также упала в Японское море, а в понедельник осуществила пятый запуск и шестой запуск со своего восточного побережья.
Южнокорейский министр по делам объединения Рю Киль Чже в понедельник снова призвал северокорейские власти прекратить провокации и вернуться за стол переговоров. В Вашингтоне напомнили, что КНДР «должна соблюдать свои международные обязательства».
В ответ Центральное телеграфное агентство Кореи распространило заявление северокорейского комитета по мирному объединению Кореи, в котором говорится, что США и Южная Корея «делают отчаянные попытки ввести общественное мнение в заблуждение, возвещая о вымышленных провокациях».
По сообщению ЦТАК, запуски КНДР баллистических ракет малой дальности KN-02 являются частью плановых военных учений «для создания мощного потенциала средств сдерживания» и «законным правом каждого суверенного государства».
Напомним, что еще 12 февраля правительство Северной Кореи официально объявило об успешном проведении подземного ядерного взрыва. В Пхеньяне тогда заявили, что на полигоне на северо-востоке страны был испытан «миниатюрный ядерный заряд повышенной мощности». Южная Корея еще до заявления Пхеньяна сообщила о ядерном взрыве в КНДР. До этого подземные толчки искусственного происхождения зафиксировала геологическая служба США. Это был третий ядерный взрыв в КНДР — предыдущие испытания прошли в 2006 и 2009 годах.
В начале марта Совет Безопасности ООН одобрил пакет санкций против Северной Кореи, позволяющий досматривать дипломатов, морские и воздушные суда, а также блокировать банковские счета. В ООН выразили обеспокоенность заявлениями Ким Чен Ына о возможности со стороны КНДР превентивного ядерного удара по США, а также прошедшим в минувшем феврале испытанием в КНДР ядерной бомбы.
В марте-апреле США и Южная Корея провели совместные военные учения Foal Eagle («Молодой орел»), что вызвало негодование Пхеньяна.
В апреле Пхеньян несколько раз заявлял о перемещении по территории Северной Кореи ракетных комплексов, однако новых запусков ракет, которых ожидали США и Южная Корея, так и не последовало.
«Тогда речь шла о конкретных угрозах, а сейчас КНДР говорит о тестовых испытаниях ракет. Это делается для собственного народа: ведь главный потенциальный критик как раз не США, а именно народ Кореи.
Запуски состоялись для народа. Большая победа руководства Северной Кореи и в том, что запуски были удачные. Это было не запугивание США, а желание показать, что Северная Корея находится на пике развития военной техники», — полагает Маслов.
В беседе с «Газетой.Ru» еще в начале апреля во время обострения конфликта эксперт отмечал, что ни одна из сторон не хочет по-настоящему начала военных действий. КНДР, со своей стороны, хочет использоваться ситуацию, чтобы выдвинуть ряд условий в предстоящем переговорном процессе.
В интервью «Газете.Ru» 10 апреля профессор Сеульского университета Кукмин Андрей Ланьков также сказал, что, несмотря на обострение, войны не будет.
В свою очередь, замглавы Института мировой экономики и международных отношений РАН Василий Михеев в интервью «Газете.Ru» от 11 апреля также отметил, что конфликт вокруг Корейского полуострова связан с внутриклановой борьбой в руководстве КНДР, непрочными позициями Ким Чен Ына и тяжелой экономической ситуацией.