В эти выходные на озере Селигер состоится неформальный съезд комиссаров прокремлевского молодежного движения «Наши» под руководством его создателя, экс-главы Росмолодежи Василия Якеменко, одного из ближайших соратников бывшего первого замглавы администрации, экс-вице-премьера Владислава Суркова, говорят собеседники «Газеты.Ru» в самом движении, а также близкие к президентской администрации.
Собеседники «Газеты.Ru» из числа участников движения «Наши» сообщили, что подготовкой неформального съезда руководит лично Якеменко — это его личная инициатива, и его бывший патрон Сурков отношения к организации готовящегося съезда не имеет. Подробности программы съезда, который соберет несколько десятков комиссаров, неизвестны, понятно лишь, что
речь пойдет о создании нового неформального общественного движения клубного типа, которое займется не политическими, а общественными проектами.
«Время от времени комиссары собираются, чтобы пообщаться. Я еще не решил, ехать или нет», — сказал «Газете.Ru» депутат Госдумы от «Единой России» комиссар этого движения Илья Костунов.
Другой комиссар «Наших», также депутат Госдумы Роберт Шлегель, сообщил «Газете.Ru», что на встречу поедет, добавив, что «Наши» — это не только набор проектов или акций, но большое сообщество, которое не перестает существовать вне зависимости от активности самого движения.
Василий Якеменко, который, выйдя в отставку с поста руководителя Росмолодежи в начале 2012 года, занимался бизнесом (он открыл кафе «Ешь пирог!»), сказал «Газете.Ru», что свое пирожковое предприятие он планирует закрыть.
«Я не могу заниматься двумя делами одновременно, я собираюсь время и силы тратить на развитие нашего комиссарского сообщества, клуба единомышленников. Я честно не знаю, будет ли это движение или набор инициатив. Мы периодически встречаемся, чтобы пообщаться. На этой встрече мы будем обсуждать вопросы, чем будем заниматься в ближайшие 10 лет, каких результатов хотим добиться, каковы наши цели. Я так понимаю, что у членов нашего «клуба» уже назрело желание как-то называться, кроме как «сообществом комиссаров», думаю, обсудим и этот вопрос», — сказал «Газете.Ru» Якеменко, подчеркнув, что о масштабных инициативах речи пока не идет — он будет развивать именно то сообщество, которое уже сложилось, а не основывать новый проект.
Движение «Наши» было создано в 2005 году при поддержке администрации президента, позиционировало оно себя как антифашистское и патриотическое и собиралось бороться против возможности реализации в России сценария «оранжевой» революции.
В принятом делегатами проекте манифеста «Россия — мегапроект нашего поколения» был обозначен общий враг: «фашистские организации, сочувствующие им либералы, бюрократы и олигархи». «В сложившейся ситуации движение «Наши» будет осуществлять поддержку Путина. Это будет не поддержка личности Путина, но поддержка его политического курса, направленного на сохранение суверенитета страны, осуществление ее экономической и политической модернизации, обеспечение её стабильного ненасильственного развития, достижение её будущего глобального лидерства», — гласил манифест.
«Наши» пользовались неоднозначной репутацией. В частности, представители оппозиции регулярно говорили о наличии «силового крыла» движения, которое использует силовые методы для борьбы с политическими оппонентами, и о связях Якеменко с футбольными фанатами. Журналист Олег Кашин, жестоко избитый осенью 2010 года, в частности, публично говорил, что лично он сам склоняется к тому, что нападение на него было инспирировано Якеменко и силовым крылом движения (Якеменко подал на Кашина в суд за это высказывание, однако проиграл дело — сказанное сочли личным мнением Кашина, а не клеветой).
Ежегодный молодежный лагерь на озере Селигер — тоже проект, изначально начинавшийся как слет комиссаров «Наших», и лишь через несколько лет при поддержке Росмолодежи выросший до масштабов крупного летнего лагеря для талантливых, активных и лояльных. Впрочем, и работа лагеря на Селигере регулярно давала поводы для неоднозначных оценок этого проекта: так, в 2010 году одна из смен началась со скандала — рядом с лагерем была организована «выставка», состоящая из воткнутых в землю кольев с головами «врагов российской власти» — правозащитницы Людмилы Алексеевой, телекомментатора и члена Общественной палаты Николая Сванидзе, президента Грузии Михаила Саакашвили, экс-госсекретаря США Кондолизы Райс, ряда депутатов парламента Эстонии и судей Европейского суда, признавших военным преступником латвийского партизана Василия Кононова. На головы были надеты фуражки с фашистской символикой.
В 2007 году Василий Якеменко возглавил Росмолодежь и на этом посту продолжал тесно сотрудничать со своей командой, многих выходцев из которой он взял в свое федеральное агентство.
После 2011 года и перехода замглавы администрации президента Суркова из Кремля в Белый дом активность движения снизилась, в начале 2012 года Якеменко покинул пост руководителя Росмолодежи.
Он заявлял о намерении создать новую партию — «Партию власти». Однако проект не получил финансирования, Якеменко занялся бизнесом и открыл кафе «Ешь пирог», последний год он политикой не занимался. 4 апреля 2012 года Якеменко встретился с федеральным руководством движения «Наши», на котором объявил, что история движения в нынешнем виде закончена. Сейчас продолжают работать лишь некоторые проекты «Наших» — например, «СтопХам» — против хамства автомобилистов на дорогах или «Хрюши против», активисты которого в костюмах огромных свиней ищут в супермаркетах просроченные продукты.
Стоит отметить, что после известия об отставке Владислава Суркова 6 мая с поста вице-премьера Якеменко стал одним из тех немногих, кто ранее пользовался его покровительством, кто публично комплиментарно отозвался об уходящей фигуре. «Сурков — главный архитектор нашей политической системы. Ее строитель... Без Путина она, конечно, никогда бы не состоялась. Она строилась под Путина, но без Суркова ее бы вообще не было. За 10 лет из нищей, распадающейся, униженной России мы превратились в суверенное государство. Этот проект был слишком хорош. Он слишком громко напоминал всем, кто его автор», — сказал, в частности, Якеменко в интервью «Московскому комсомольцу».
Представители партии «Единая Россия», создававшейся при непосредственном участии Суркова, отзывались о нем куда более пренебрежительно: член президиума генсовета ЕР Андрей Исаев, к примеру, отметил, что если Сурков обратится к единороссам в поисках работы, ему найдут должность партии, что, учитывая многолетние отношения экс-вице-премьера с единороссами как куратора и подчиненных, выглядело бы откровенным издевательством.
Директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что новая инициатива Якеменко не спродюсирована на сей раз администрацией президента и что новый проект должен помочь ему вернуться в политику в новых условиях.
«Якеменко надеялся, что в какой-то момент он снова будет востребован, что ему дадут финансирование для новой партии, в чем администрация отказала, или что Сурков вернется в политику на прежнее место, чего также не случилось. Сейчас предпринимается вторая попытка «продать» проект в новых условиях», — считает Минченко, добавляя, что если бы кто-то из бизнесменов обратился к нему за консультацией, стоит ли в проект вкладывать деньги, он бы отсоветовал ему это делать.
Неформальный тендер власти на новые общественные инициативы открыт, и Якеменко решил в него вписаться, фактически снова выйти на площадку, но с менее масштабным проектом, чем некогда «Наши», согласен с Минченко политолог Александр Морозов.
«Стоит отметить, что партия «Умная Россия», созданная из тех же участников движения «Наши», в регионах развила большую активность, они активно записываются в наблюдатели, к примеру. Если они сейчас перегруппируются, то вполне могут вписаться в новую систему Володина, хотя гарантий одобрения, как это было при Суркове, у Якеменко больше нет», — сказал «Газете.Ru» Морозов.