После ухода Владислава Суркова с поста вице-премьера и главы аппарата правительства информационные атаки на представителей Белого дома, ассоциируемых с премьер-министром Медведевым, продолжатся. Об этом говорят сразу несколько источников «Газеты.Ru», близких к администрации президента и аппарату правительства.
В первую очередь речь идет о вице-премьере Аркадии Дворковиче и пресс-секретаре Медведева Наталье Тимаковой, «хотя говорить об этом как о чем-то новом нельзя: они под ударом уже несколько месяцев», говорит один из собеседников издания в аппарате правительства,
объясняя это общим трендом на ослабление Белого дома, а точнее, недопущение его усиления и превращения в минимально самостоятельного игрока. Владислав Сурков покинул правительство по собственному желанию 8 мая 2013 года, единороссы и пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков связали эту отставку с подведением 7 мая итогов по исполнению предвыборных обещаний Путина, за которые отвечает правительство. Однако другие собеседники «Газеты.Ru», осведомленные о ситуации, убеждены, что исполнение указов президента к отставке Суркова не имеет отношения (подробнее об этом «Газета.Ru» сообщала ранее).
Действительно, и Дворкович, и Тимакова за последние полгода не раз становились мишенями в информационных войнах. Так, зимой 2013 года в соцсетях появились анонимные ролики, в которых муж Тимаковой Александр Будберг обвинялся в скупке постов и ретвитов оппозиционеров в соцсетях; чуть позже газета «Известия», через которую регулярно публикуется политинформация по инициативе администрации президента, обвинила Тимакову в покушении на свободу слова за якобы объявленный аппарату правительства выговор за «слив» документов журналистам. В конце февраля Александр Будберг покинул пост советника главы ВТБ Костина, причем характерно, что об этой отставке стало известно через два дня после того, как в сети была распространена дезинформация об отставке вице-премьера Аркадия Дворковича. Весной 2013 года проправительственные СМИ периодически сообщали читателям, что Тимакова и Будберг могут быть связаны с финансированием оппозиционного телеканала «Дождь». Кроме того, по информации «Газеты.Ru», как и в случае с Сурковым, каждый шаг Натальи Тимаковой, которая считается яркой и сильной фигурой в окружении Медведева, тщательно мониторится и изучается на предмет ведения самостоятельной политической игры или игры за усиление влияния премьер-министра на политическом поле.
Если говорить о вице-премьере Дворковиче, то атака на него началась в первых числах февраля 2013 года, когда президент Владимир Путин, инспектируя олимпийские объекты в Сочи, обнаружил, что сроки сдачи трамплинного комплекса сорваны. Буквально на следующий день со скандалом был уволен вице-президент Олимпийского комитета, председатель совета директоров «Курортов Северного Кавказа» Ахмет Билалов. А уже через неделю после отставки Билалова НТВ, Первый канал и ВГТРК начали показывать сюжеты о том, что Билалов хотел приватизировать энергетику Северного Кавказа, причем с одобрения вице-премьера Дворковича.
В конце февраля в соцсети был запущен слух о скорой отставке Дворковича, аналитики и источники «Газеты.Ru» тогда отмечали, что за этой информационной атакой может стоять ближайший соратник Путина Игорь Сечин, который сейчас занимает пост председателя совета директоров «Роснефти»: конфликт между этими двумя политиками по вопросам ТЭК продолжается до сих пор.
«Смешно говорить, что атака на Тимакову и Дворковича «начнется»: она давно идет»,
— говорит политолог Михаил Тульский, отмечая, что кроме Сечина против Дворковича выступает другой представитель «силовиков» — Сергей Чемезов, директор «Ростехнологий», а также госчиновники, руководящие госкомпаниями, которые могут быть приватизированы.
Тимакова и Дворкович считаются среди политических аналитиков двумя наиболее сильными политическими фигурами, входящими в ближайшее окружение премьер-министра Медведева. Владислав Сурков же, хотя частью окружения Медведева не считался, однако, как известно от источников в его окружении, выступал против третьего срока Путина и за второй срок Медведева, а уже уйдя в правительство, был его союзником на протяжении полутора лет до момента своей отставки.
После ухода Суркова политологи заговорили о продолжающемся ослаблении правительства Медведева со стороны Кремля для того, чтобы не допустить его возможного становления в качестве второго центра силы, напоминая, что Белый дом в последнее время регулярно критикуют даже единороссы
— как в связи с исполнением предвыборных обещаний Путина, так и по отдельным направлением. Например, за день до отчета Медведева перед Госдумой в апреле 2013 года часть единороссов вместе с членами других думских фракций требовала отставки министра образования Дмитрия Ливанова, также принадлежащего в близкой Медведеву части кабмина.
Собеседник «Газеты.Ru» во фракции «Единая Россия» в Госдуме говорит, что весьма вероятно, что в скором времени пересмотру подвергнутся полномочия Аркадия Дворковича, к которому сейчас перешли обязанности Владислава Суркова. Он ожидает появления в правительстве некоего нового вице-премьера из ближайшего окружения Путина (возможно, из администрации президента), который будет курировать, в частности, работу по выполнению его предвыборных обещаний.
Другой собеседник издания, близкий к руководству ЕР, отмечает, что если это случится, то такой новый вице-премьер будет рассматриваться политическими элитами как сменщик Дмитрия Медведева, чье правительство в отставку в ближайшее время отправлять не собираются, однако в способность которого продержаться до конца срока Путина не верит никто.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает продолжение и усиление информационной атаки на Тимакову и Дворковича логичным. «У Дворковича будут возникать трудности в сфере ТЭК, и уже возникают. В этом противостоянии Игорь Сечин будет набирать все больше очков, и даже те, кто его не очень любит, поддержат его в рамках тренда на ослабление команды Медведева. Не исключаю, что если Дворкович не уйдет в отставку, то его полномочия могут быть частично перераспределены в пользу, например, нового вице-премьера, которым может стать кто-то из нынешних помощников президента. Что до Тимаковой, она будет до последнего работать с Медведевым и уйдет вместе с ним», — отмечает Минченко, добавляя, что не стоит считать нынешнюю борьбу элит схваткой «силовиков» с «либералами», так как тот же Сурков никогда «либералом» не был.
«После отставки Суркова можно убрать любую фигуру.
Сурков выступал за то, чтобы деятельность правительства и аппарата обладала высокой автономией от президента и президентской администрации. Его уход – это сигнал (правительству, в том числе), что подобная точка зрения, довольно распространенная, более не находит поддержки президента», — отмечает близкий к Кремлю политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Он отмечает, что за последний год система управления страной от тандема сменилась моноцентризмом. «Информационная атака – это всегда сигнал, а я не думаю, что в институциональной системе есть необходимость давать сигналы о том, что элита является единой. В такой системе и министры, и сотрудники аппарата, и сотрудники администрации – неважно, Громов ли, Песков ли, Тимакова ли, Дворкович ли – все включены в общую систему лояльности. И если какая-то часть элиты считает, что у нее есть система лояльности, альтернативная президенту, мне кажется, им не стоит ждать информационных атак, а просто подать в отставку».
Атака идет не на близких Медведеву людей, но на самого Медведева — это испытание его нервов, считает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
«Дворкович и Тимакова еще до ухода Суркова были на линии атаки, и это уже даже не тренд, а прессинг Медведева, которому дают понять, что он и так «засиделся в гостях». Удары по «личному кабинету» Медведева, по близким к нему людям продолжатся», — резюмирует политолог.