Активная борьба с коррупцией в Китае, о которой после прихода к власти в марте этого года объявил председатель КНР Си Цзиньпин, впервые коснулась высокопоставленного чиновника. Власти Китая начали расследование в отношении вице-президента Национальной комиссии по развитию и реформам Лю Тинаня. Как сообщают местные СМИ, еще в прошлом году журналисты уличили Тинаня в причастности к коррупционным схемам.
Согласно немногословному официальному заявлению властей, Тинань подозревается в серьезных дисциплинарных нарушениях.
Поводом для начала расследования в отношении Тинаня стала запись заместителя главного редактора делового журнала Caijing в Sina Weibo (китайский аналог Twitter), где журналист обвинил чиновника в нелегальных связях с бизнесом и причастности к выдаче проблемных кредитов на крупные суммы.
«Лю Тинань хорошо известен в узких кругах. Он довольно часто в последнее время встречался с иностранными делегациями, участвовал в переговорах. Он участвовал в инвестиционных проектах. Но говорить, что эта фамилия у всех на слуху, было бы несправедливо. Это расследование – первая ласточка, очень в духе Китая. Обвинения Тинаня — попытка понять, как на это будут реагировать разные кланы. Здесь нужно понимать простую вещь: в этом случае не идет речь о борьбе Си Цзиньпина просто с какими-то коррупционерами, речь идет, по сути, о противостоянии самых разных кланов. Это значит, что будут смотреть, какова будет реакция на арест Тинаня крупнейших, в том числе промышленных кланов», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов, завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.
Искоренить коррупцию в Китае Цзиньпин пообещал еще в марте. Выступая с патриотической речью на XVIII съезде Коммунистической партии, Цзиньпин призвал китайский народ к единству и пообещал побороть коррупцию и социальное неравенство.
«Новости о деле против Лю Тинаня — стопроцентное осуществление той политики, которую Си Цзиньпин провозгласил на XVIII съезде. Хотя коррупция – лишь часть той проблемы, с которой сталкивается Китай.
Первичная проблема – утрата того импульса, который всегда исходил от Коммунистической партии Китая в (процессе) модернизации страны. Темпы модернизации застопорились, и в регионах начали развиваться различные кланы (в том числе) на базе различных партийных организаций. Вот эти кланы и начали постепенно перерождаться в коррупционные ячейки. Самое главное, что коррупция сегодня не столько финансово угрожает государству, сколько влияет на утрату доверия Компартии», — полагает Маслов.
«Си Цзиньпин взял курс не столько на показную борьбу с коррупцией, сколько на наступление по всем фронтам. Начиная с XVIII съезда идут тотальные проверки во всех крупнейших ассоциациях страны – бывших и настоящих министерствах. Местные СМИ пишут о проверках в министерстве экономики, образования, в региональных представительствах. Сегодня уже готовится немало довольно крупных коррупционных разбирательств. И все это не показная борьба, а стремление Цзиньпина устранить целую категорию чиновников, которые сегодня уже не заботятся о благе государства», — уверен эксперт.
В начале мая СМИ сообщили о том, что бывшего вице-губернатора китайской провинции Шаньдун Хуань Шена приговорили к пожизненному заключению за взятки. Согласно обнародованным данным, Шен в период с 1998-го по 2011 год постоянно получал взятки от местных предпринимателей. За 13 лет Шен получил около 2 млн долларов.
Ранее из Коммунистической партии Китая были исключены за коррупцию бывший член политбюро Бо Силай и бывший министр железных дорог Китая Лю Чжицзюнь.
Всего за два месяца после XVIII съезда Цзиньпину удалось завоевать доверие общества — и не только с помощью борьбы с коррупцией, уверен эксперт. «Китай всегда действует по принципу сочетания негативного – в данном случае это борьба с коррупцией — и созидательного. Я имею в виду заметный рост социального обеспечения китайцев: это завершение пенсионной реформы, это целый ряд программ, связанных с общедоступным жильем. Главная цель Цзиньпина сегодня – это позитив социальной политики. Если возвращаться к теме коррупции, то нужно отметить, что с ней боролись в Китае и в течение предыдущих пяти лет. Но все это не приводило к системных зачисткам. Этим впервые занялся Цзиньпин», — рассказал «Газете.Ru» Маслов.