Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин публично раскритиковал вице-премьера, главу аппарата правительства Владислава Суркова за его высказывания о расследовании вероятных хищений в фонде «Сколково». Ответ следственного ведомства был опубликован в газете «Известия». Во вторник в нем была напечатана колонка Маркина с заголовком «Глядя из Лондона, на зеркало неча пенять».
Поводом для публикации Маркина стало выступление вице-премьера в Лондонской школе экономики во время майских праздников. Сурков в числе прочего комментировал интерес СК к проекту «Сколково» (против вице-президента фонда Алексея Бельтюкова в конце апреля было возбуждено уголовное дело о растрате в особо крупном размере).
Вице-премьер отметил, что до сих пор нет ни одного доказанного факта, а есть лишь «предположения СК о том, что, может быть, вот эти два факта по небольшим суммам, не сопоставимым с финансированием «Сколково», может быть, являются преступлениями».
«А может быть, и не являются. Надо дождаться суда и понять в суде, это преступление или не преступление», — сказал Сурков, упрекнув Следственный комитет в слишком энергичном распространении собственных предположений. «Сколково» все еще является молодым проектом, «сверхчувствительным к репутационному ущербу», а потому заявления СК «не идут ему на пользу», отметил во время лекции вице-премьер.
В своей колонке Маркин раскритиковал Суркова за его замечания о том, что работа следователей не согласуется с интересами фонда.
«Теперь у нас в отсутствии результатов масштабных проектов всегда будет виноват Следственный комитет.
То в восемь утра на обыск придут к креативным ребятам строго по УПК, то иностранного гостя в коридорах «Сколково» спугнут процессуальными действиями. И как в таких условиях продвигать инновации и привлекать инвестиции?» — с плохо скрываемым сарказмом обратился официальный представитель СК к вице-премьеру.
Маркин также рассказал, что в последнее время он стал замечать попытки преступников притвориться «сугубо политическими узниками», чтобы рассчитывать на особое положение в следственном изоляторе, «а то и на поддержку Amnesty International». Особенное негодование представителя СК вызвало то, что это явление наблюдается и среди «отдельных виртуозов политпиара», которые «ухитряются делать подобные пируэты, даже находясь в руководстве власти, против которой протестуют».
«В этой связи у граждан России, в том числе работающих в СКР, возник риторический вопрос: а сколь долго удержится в своем кресле член кабинета Е. И. В., если он, пребывая с частным визитом в Москве, публично осудит Скотленд-Ярд за исполнение прямых обязанностей? Видимо, у нас в Москве слишком либеральный режим по сравнению», — посетовал Маркин.
В заключение своей колонки официальный представитель СК сулит новые проверки «так называемым спецсубъектам», к которым «относятся депутаты, губернаторы, чиновники, адвокаты и зачастую в компании опытных топ-менеджеров».
«Пиар пиаром, а дела делами. Уголовно-процессуальный кодекс никто не отменял, и следователи обязаны задавать вопросы, если есть факты и конкретные подозрения. Никакие стоны о политических мотивах здесь не помогут», — написал Маркин и посоветовал кураторам «Сколково» в дальнейшем для осуществления «масштабных проектов, инноваций и инвестиций просто не создавать условий для хищений».
Вице-премьер правительства Владислав Сурков ответил на выпад Маркина весьма лаконично: «Я графоманию не комментирую».
Источник в аппарате правительства, в свою очередь, сравнил колонку Маркина в «Известиях» с политическим доносом. «Маркин утверждает, что кто-то находится в «руководстве власти, против которой протестует». Это похоже на политический донос. Кроме того, непонятна избыточная энергичность, с которой Маркин отстаивает право на расследование хищений», — цитирует источник РИА «Новости».
Собеседник агентства также напомнил, что официальный представитель Следственного комитета еще в 2011 году рассчитывал сделать карьеру публичного политика, избравшись в Государственную думу от «Единой России». Маркин уже был включен в предварительный региональный список по Волгоградской области, однако его планам помешал разгоревшийся скандал вокруг университетского диплома представителя СК. Сначала в СМИ появилась информация о том, что диплом Маркина о юридическом образовании фальшивый, а затем диплом был аннулирован Рособрнадзором. «Дело при этом в итоге ничем не закончилось, однако репутация была поставлена под сомнение, и «Единая Россия» во избежание скандала без лишнего шума исключила Маркина из избирательного списка. А мог бы быть хорошим депутатом», — напомнил собеседник агентства.
Позднее во вторник Маркин продолжил заочный спор с Сурковым уже в интервью программе «Чрезвычайное происшествие» на телеканале НТВ. По его словам, по всем уголовным делам, «по тому же (фонду) «Сколково» мы не разу никого до суда не назвали преступником». «Мы применяли и применяем лишь те термины, которые на данном этапе расследования соответствуют нашим фигурантам: если он подозреваемый, то и называем его подозреваемым, если он обвиняемый, то - обвиняемым», — пояснил Маркин, снова пригрозив, что «любые попытки оказать давление и перевести банальное уголовное дело в политическую плоскость будут всячески пресекаться».
Эксперты склонны видеть в перебранке Маркина и Суркова очередное проявление «войны всех против всех», начавшейся с возвращением Владимира Путина на пост президента.
«Война наверху, которая идет, набирает все большие обороты и все более высокий градус. Этот конфликт между Сурковым и Следственным комитетом, принявший публичный характер, является лишь одним из проявлений этой всеобщей войны, которая началась с третьим сроком Путина. И самое главное заключается в том, что никакого рационального политического смысла в этом конфликте нет. То есть нельзя сказать, что Путин с помощью Маркина пытается навести порядок в «Сколково» или, наоборот, что Сурков при поддержке Путина или Медведева обороняет «Сколково». Складывается впечатление, что война носит хаотический характер, и попасть в зону боевых действий этой войны может любой. Непонятно, кто должен быть победителем и бенефициаром после того, как эта война закончится», — сказал «Газете.Ru» политолог Александр Морозов.
С ним согласен директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Он, однако, считает, что война элит направлена не против всех, а против команды Дмитрия Медведева.
«Тут идет такая небольшая пиар-война. Происходит демонтаж медведевской коалиции, в том числе ее экономической базы. В число тех, по кому может быть нанесен удар, попало в том числе и Сколково, причем мотивация там ориентирована на конкретного человека — на Путина. Фактически президента пытаются убедить в том, что через Сколково финансировалась Болотная, хотя это, конечно, не соответствует действительности.
А Пономарев (по версии следствия, Бельтюков незаконно передал депутату Госдумы Илье Пономареву $750 тыс. из средств фонда. — «Газета.Ru») получал деньги непонятно за что, а потом был на Болотной», — сказал Минченко «Газете.Ru». При этом эксперт уверен, что сам Путин не вмешается в конфликт Суркова и Следственного комитета.
«А зачем Путину вмешиваться? Что такое происходит, что Путин должен вмешаться? Довольно мелкие разборки. Путин свою позицию озвучил: «Сколково» проект хороший, я его придумал, дал команду Медведеву заниматься», — сказал Минченко.
И Морозов, и Минченко категорически отрицают возможность инспирирования конфликта СК с Сурковым первым заместителем главы президентской администрации Вячеславом Володиным, который является давним политическим соперником Суркова в аппаратной борьбе.
«Причастность Володина — это полная чепуха по одной простой причине: потому что у нас политический блок администрации президента и силовые структуры строго разведены», — уверен Евгений Минченко.
При этом эксперты склонны усматривать в выступлении Маркина публичное оформление претензий на власть со стороны Следственного комитета, в котором они разглядели своего рода политическую партию.
«Следственный комитет в течение всего первого года путинского третьего срока непрерывно наращивает политический вес и сегодня уже является некой самостоятельной политической партией, поскольку его действия по разным направлениям все больше и больше определяют саму политическую повестку.
В значительной степени многие события сегодня являются реакцией на действия Следственного комитета, в том числе политические события. Это некая новая партия — и партия, конечно, чрезвычайно опасная», — сказал Александр Морозов.
Опасность, по мнению эксперта, заключается в том, что политическое сознание большинства молодых следователей и молодых офицеров, работающих в правоохранительных органах и судах (то есть во всей системе правоприменения в России), «реально находится на очень низком правовом уровне». «Именно поэтому они из политической целесообразности легко переступают через нормы следствия и суда. Это означает, что если они одержат победу, то мы получим что-то вроде латиноамериканской диктатуры, при которой допустимы любые действия в интересах небольшой олигархии», — считает Морозов.