Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением перечня выборных муниципальных должностей» был разработан Минрегионом России в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года и внесен правительством в Госдуму 31 августа 2012 года. После этого продвижение этой инициативы, за исключением слушаний в общественной палате в сентябре, приостановилось.
Поправки предусматривали закрепление в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения об обязательном избрании глав муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов, которые могут включать в себя как городские, так и сельские поселения) на муниципальных выборах.
В настоящее время допускается избрание глав муниципалитетов как населением, так и депутатами представительных органов из своего состава. Кроме того, законопроектом вводилась возможность избрания населением председателя контрольно-счетного органа муниципального образования в случае закрепления таких норм в уставе муниципалитета.
Поступив в комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, законопроект так и не дошел до первого чтения. В разработанном Минрегионом документе были определены сроки его реализации — «органы местного самоуправления приводят уставы муниципальных образований в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона до 1 июня 2013 года». На просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать затягивание реализации инициативы в Минрегионе ответили, что норма о сроках была прописана в законопроекте, исходя из даты внесения правительством РФ законопроекта в Госдуму (эта дата в указе президента № 601 – до 1 сентября). «При прохождении чтений законопроекта в Госдуме дата будет актуализирована», — сказали в ведомстве.
Глава профильного комитета Госдумы Виктор Кидяев заявил «Газете.Ru», что судьба у этого законопроекта печальная — вряд ли он будет принят. «Он был плохо юридически проработан, поспешно внесен и признан нецелесообразным.
Он излишний, так как депутаты уже выбирают мэров из тех, кого выбрало население», — пояснил он. Депутат предположил, что поручение президента может быть реализовано по-другому: будет новый закон, в котором речь пойдет не о выборности мэров, а о выборности, например, местного прокурора или главы местной полиции.
«Здесь есть лукавство, – комментирует объяснение комитета руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. — На избрание сити-менеджеров очень сильно влияет конкурсная комиссия, которая контролируется губернатором, поэтому депутаты здесь не независимы». По его словам, этот законопроект был изначально обречен. «Он был спорным с самого начала, потому что никак не соответствовал тенденции свертывания демократических процедур», — сказал он «Газете.Ru», добавив, что это разработки прежнего состава Минрегиона во главе с Виктором Басаргиным, ныне губернатором Пермского края.
В отличие от закона о выборности губернаторов, где есть большие ограничения (муниципальный фильтр), инициатива о выборности глав муниципальных образований не предусматривала никаких ограничений. «Если в случае с выборностью губернаторов свертывание — введение механизма самоопределения регионов — проходило публично, то в случае с избираемостью глав муниципальных образований — непублично, потому что даже не было рассмотрения», — говорит Туровский.
По словам главы фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, была получена политическая команда, что не надо избранных губернаторов подкреплять избранными мэрами. «В таком случае возрастает конфликтность с мэрами, потому что губернаторы курируют собственную легитимность, и губернаторы во многих регионах боролись с выборностью мэров. В данном случае решили поддержать ту часть губернаторского корпуса, которая не очень готова к прямым выборов мэров», — пояснил он «Газете.Ru».