В субботу жители Исландии изберут новый состав Альтинга, старейшего демократического учреждения планеты. По итогам парламентских выборов будет сформирован новый кабинет министров, и практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что его возглавит не нынешняя глава правительства — социалистка Йоханна Сигурдардоттир.
Опросы общественного мнения показывают, что в предвыборной гонке лидирует оппозиция: Прогрессивная партия может рассчитывать на 27% голосов, за ней впритык следует правоцентристская Партия независимости с 25%.
Старший партнер в правящей коалиции, социал-демократы, возглавляемые Сигурдардоттир, только на третьем месте с 13%, а состоящее с ними в союзе Движение левых «зеленых» — 9%, говорят усредненные данные соцопросов, сведенные на портале Electionista. В Исландии принята пропорциональная система выборов, но партии выдвигают не единый общенациональный список, а 9 территориальных, так что предсказывать реальный расклад голосов в Альтинге пока рано, но очевидно, что Исландия вернется к политической ситуации 1995-2007 годов, когда у власти сменяли друг друга прогрессисты и Партия независимости.
Красно-зеленая коалиция сделала главным пунктом своей повестки дня принятие новой конституции, наиболее демократической из всех возможных, подразумевавшей активное использование референдума как инструмента всенародного волеизъявления. Для разработки основного закона по жребию были выбраны 950 простых исландцев, разработавшие первичный вариант Конституции, который призваны были дорабатывать уже избранные на референдуме 25 человек, также не являвшихся профессиональными политиками.
Партия независимости выступала категорически против пересмотра Конституции, скептически настроены были и прогрессисты, в итоге правительство вынуждено было отправить уже поддержанный на референдуме в октябре 2012 года проект основного закона на рассмотрение парламента, причем не нынешнего его состава, а вновь избранного. Принятие новой Конституции «должно было стать (для Социал-демократического альянса) победным моментом, но оказалось смертельным ударом», иронизирует на страницах News of Iceland аналитик Эгиль Хельгасон.
Зато в 2010 году правительству удалось ввести запрет на стриптиз-шоу, сделав нелегальным получение любой прибыли от эксплуатации наготы. Исландия (если не брать в расчет Андорру и теократический Ватикан) стала первой европейской страной, которая ввела подобный запрет. За год до этого стало уголовно наказуемым приобретение сексуальных услуг, а в начале 2013 года встал вопрос о введении интернет-цензуры на порнографический контент.
Однако левое правительство подкосили не такие радикальные социальные эксперименты, а неспособность справиться с экономическими проблемами страны, которые свалили пять лет назад и предыдущий кабинет министров.
Было подвергнуто критике и решение правительства Сигурдардоттир подать заявку на членство в Европейском союзе, который, как считалось, должен был обеспечить стабилизацию национальной финансовой системы. Вступление в ЕС, однако, грозит перекроить национальную систему квотирования рыболовного вылова под общеевропейские стандарты, и кабинет министров несколько раз пытался загодя провести эту реформу. Против этого выступили как могущественные рыболовные профсоюзы, так и занятые в рыболовстве бизнесмены во главе с Гудбьорг Маттиасдоттир, владелицей самых больших рыболовецких квот, а по совместительству и самого популярного исландского медиапортала, принявшегося критиковать правительство. Заявка на вступление в ЕС, уверены аналитики, будет отозвана новым правоцентристским кабинетом министров.
Серьезной критике правительство подвергалось и из-за своей позиции по финансовому спору вокруг иностранных депозитов, хранившихся в прогоревших во время дефолта 2008 года исландских банках. Кабинет министров всячески пытался наладить отношения с британскими и голландскими вкладчиками, потерявшими в ходе кризиса миллионы, для чего дважды пытался провести через парламент законодательную инициативу Icesave о возмещении части сгоревших вкладов. Оба раза инициатива забаллотировалась населением, отказывавшимся на референдумах, организованных с подачи президента Олавура Гримссона, возмещать из своего кармана убытки зарубежных вкладчиков. В итоге Исландия все-таки добилась реструктуризации своего долга, но переговоры о возмещении были заморожены.