Российский правозащитник Александр Брод оказался в центре скандала. Дирекции правления АНО «Центр содействия защите прав человека» (ЦСЗПЧ) и «Бюро содействия защите прав человека» (БСЗПЧ) направили письмо председателю совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаилу Федотову с просьбой «провести проверку незаконных действий Брода» и «защитить права членов правлений, «осмелившихся» отстранить от должности зарвавшегося директора». Текст письма на своей странице в Facebook разместил исполнительный директор ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц, его руководитель, Лилия Шибанова является коллегой Брода по совету по правам человека.
Авторы письма утверждают, что в конце января 2013 года Брод был отстранен от должности директора обеих организаций — соответствующее решение правлений было принято коллегиально.
Составители документа, директор ЦСЗПЧ Татьяна Дугинова и директор БСЗПЧ Сергей Салпанов, ранее работавшие в одном адвокатском кабинете, пожаловались, что Брод отказался участвовать в заседаниях правлений и отчитываться за финансово-хозяйственную деятельность организаций в 2012 году. «Более того, стал утверждать, что он, как единственный учредитель организаций, ни перед кем ни отчитываться, ни отвечать за свои действия не намерен, что организации и все имущество организаций принадлежат ему лично, и решения правлений об отстранении его от должности не признал», — говорится в заявлении.
В борьбе с дирекциями правлений обеих правозащитных организаций Брод прикрывается статусом члена СПЧ, отмечается в письме: «Брод развернул личную грязную войну против членов правлений и новых директоров организаций. Он шлет порочащие людей письма во все инстанции, причем от имени совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, членом которого он стал совсем недавно, после печально известной голодовки».
В начале сентября 2012 года Брод действительно объявил голодовку в знак несогласия с тем, как прошел подбор кандидатов на вакантные места в СПЧ.
С 1 по 15 сентября на сайте СПЧ проходили общественные интернет-консультации по кандидатурам в новый состав органа. Из 190 анкет-заявок рабочая группа совета отобрала 86, они и были допущены до интернет-обсуждения. Ряд претендентов в состав совета, не допущенных до общественных консультаций, в том числе Брод, выразили недовольство процедурой отбора кандидатов, сочтя ее непрозрачной.
«Я сам не сторонник радикальных методов протеста. Но весь мой арсенал мер и моих коллег исчерпан, — заявил тогда Брод. — Члены СПЧ и рабочей группы сделали вид, что десятки общественников — это пустое место. Я решил привлечь внимание к этой проблеме и начать голодовку». «Требую незамедлительно отменить результаты решения рабочей группы, провести отбор кандидатур заново, открыто, объективно, с участием всех действующих членов совета, независимых экспертов, руководствуясь прозрачными критериями отбора, а не вкусовщиной и кампанейщиной», — пояснил Брод. Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов выразил тогда недоумение по поводу заявления правозащитника. «Я знаю Александра Семеновича как человека очень серьезного, как члена Общественной палаты. Я несколько шокирован его реакцией», — сказал Федотов.
Спустя два месяца, в начале ноября, Путин провел первое заседание СПЧ в обновленном составе, на котором он выступил за включение Брода в состав совета. «Знаю, что голодовку объявил по каким-то причинам. Но, что его отстранили от голосования, неправильно. Соответствует он критериям или нет, должны решать люди», — заявил Путин.
Авторы жалобы обвиняют Брода в использовании им целевых средств организаций в личных целях.
«Так, ревизионной проверкой было установлено, что часть средств, которые предполагалось направить на ремонт и закупку мебели, осветительного и сантехнического оборудования для социальных объектов, интернатов для детей-инвалидов и детских домов, были потрачены им на ремонт его собственной новой квартиры,
расположенной на проспекте Вернадского, закупку очень дорогой мебели, люстр, сантехники и пр. (…) Некоммерческое партнерство «Бюро по правам человека», учредителем-партнером, директором и главным бухгалтером которой был Брод, до сих пор находится под арестом налоговых органов. Задолженность по уплате налогов составляет более 12 млн рублей», — утверждает новое руководство организаций.
«Есть немало оснований полагать, что истинная цель вхождения Брода в состав СПЧ вовсе не защита прав простых граждан. В последнее время он отказывается ездить в рабочие поездки в экономклассе, считая, что с людьми, которые будут там его окружать, ему не по рангу общаться… Цель вхождения его в СПЧ была именно такой — получить «инструмент давления» для личных целей», — убеждены автора письма. «В заключение хотим сказать, что руководство наших организаций в очередной раз обратилось к Броду с просьбой отчитаться за свою деятельность в качестве руководителя социально значимых проектов, реализуемых нашими организациями, за которую он в течение трех месяцев получал вознаграждения по гражданско-правовым договорам… В случае если Брод не прекратит порочить репутацию людей, с которыми проработал несколько лет, и репутацию наших организаций, мы будем вынуждены вывести Брода из состава правлений обеих организаций», — пригрозили составители документа.
В разговоре с «Газетой.Ru» Брод предположил, что действия авторов письма направлены на перехват контроля и ликвидацию его организаций.
«Я в курсе, о чем идет речь. Ситуация началась с конфликта в трудовом коллективе. Я предъявил претензии к некоторым сотрудникам, которые не выполнили свои обязанности в конце прошлого года. Затем они попытались осуществить рейдерский захват: они похитили документы, обманным путем расширили правление, изменили банковские карточки, получили доступ к финансовым средствам и сейчас распространяют обо мне клеветническую информацию. Я обратился в правоохранительные органы, идут проверки, направил иски в суд», — сообщил правозащитник.
«Есть попытка препятствовать моей правозащитной деятельности, ослабить организации. Я не исключаю, что здесь недоброжелателями действовали некие силы, которые не заинтересованы в деятельности моих организаций. Пока я не знаю, кто это. У нас очень активная деятельность и по отношению к криминалу, мы занимаемся правовой защитой бизнеса, мы достаточно резко выступаем по поводу некоторых зарвавшихся чиновников. Но я продолжаю работать. Уверен, что справедливость восторжествует», — выразил надежду Брод.