Маргарет Робертс (в замужестве Тэтчер) родилась в 1925 году в городе Грэнтэм в графстве Линкольншир в семье бакалейщика, который по совместительству был методистским пастором. Ее отец Альфред Робертс принимал участие в местном самоуправлении и был членом муниципального совета, или олдерменом (старейшиной). Когда Маргарет было около 20 лет, он даже был мэром Грэнтэма. Дочь Альфреда с детства проявляла лидерские качества и тоже быстро стала старейшиной – в школе заняла пост так называемой старшей ученицы.
По первому образованию Тэтчер была химиком. (В начале 1950-х, уже будучи замужем, она получила еще и юридическое образование.) Тэтчер училась химии в Оксфорде под руководством нобелевского лауреата Дороти Кроуфут-Ходжкин.
Именно в Оксфорде в 1946 году она занялась политикой, став председателем ассоциации Консервативной партии университета. Считается, что наибольшее влияние на политические взгляды Тэтчер оказала работа еще одного нобелевского лауреата – австрийца Фридриха Августа фон Хайека «Дорога к рабству», в которой вмешательство государства в экономику рассматривается как шаг на пути к становлению авторитаризма в стране.
В 1948 году Тэтчер выступила на партийной конференции консерваторов в валлийском городе Лландидно, на которой они искали кандидатов на выборы. Председатели консервативной ассоциации, в которой мисс Робертс на тот момент состояла, настолько были впечатлены ее речью, что уговорили ее пойти на выборы, хотя она не была включена в список кандидатов. Когда в 1951 году ее все-таки утвердили кандидатом, на обеде, организованном после церемонии, она встретила разведенного бизнесмена Дэнниса Тэтчера, который в декабре того же года предложил ей руку, сердце и собственную фамилию, под которой ее впоследствии узнал весь мир.
Примечательно, что за свою политику урезания расходов на образование Тэтчер позже стала первым в истории премьером Великобритании, не получившим степень почетного доктора Оксфорда
Свои первые и вторые выборы (в феврале 1950-го и октябре 1951 года) Тэтчер проиграла,
но она избиралась в парламент от округа Дартфорд, где традиционно побеждали лейбористы, и была самым молодым кандидатом и единственной баллотировавшейся женщиной. Несмотря на все это, она отняла у своего соперника Нормана Доддса сначала шесть тысяч голосов, а на вторых выборах – еще тысячу.
В 1955 году Тэтчер вновь проиграла в избирательном округе Орлингтон. Лишь в 1959-м она была избрана в Палату общин от лондонского округа Финчли. В своей первой речи в качестве парламентария Тэтчер потребовала от муниципальных советов, членом одного из которых ранее был ее отец, стать более открытыми, а уже в 1961 году публично выступила против позиции своей партии по вопросу о восстановлении сечения розгами как формы наказания.
На конференции Консервативной партии в 1966 году Тэтчер обрушилась с критикой на проводимую лейбористами политику высоких налогов, в которой она увидела «не просто шаг на пути к социализму, но шаг на пути к коммунизму».
Тэтчер была одним из немногих членов Палаты общин, которые выступали за освобождение гомосексуалистов от уголовной ответственности и легализацию абортов. Спустя два года она вошла в состав теневого правительства консерваторов. До всеобщих выборов 1970 года, по итогам которых Тэтчер заняла в правительстве Эдварда Хита пост главы минобрнауки, Тэтчер успела позаниматься вопросами энергетики, транспорта и, наконец, образования.
На посту министра образования и науки Тэтчер запомнилась прежде всего своей политикой по урезанию расходов. В частности,
при ней была отменена бесплатная выдача молока в школах детям в возрасте от семи до 11 лет, за что лейбористы прозвали ее Thatcher milk snatcher, то есть «Тэтчер – похитительница молока».
В феврале 1974 года консерваторы проиграли парламентские выборы, а на всеобщих выборах в октябре того же года их результат оказался еще хуже. На фоне этих событий Тэтчер вступила в борьбу за пост лидера партии, который и заняла 11 февраля следующего года. Тогда Тэтчер уже стала «первой» — первой в истории женщиной, возглавившей одну из основных партий Великобритании. А спустя четыре года, в 1979-м, консерваторы под руководством Тэтчер добились своего – лейбористскому правительству Джеймса Каллагана был объявлен вотум недоверия, и в стране назначили внеочередные парламентские выборы, на которых консерваторы праздновали победу.
Так в 1979 году Тэтчер стала 71-м премьер-министром Великобритании — и не просто первой женщиной на этом посту, но и вообще первой в истории женщиной, возглавившей правительство европейской страны.
Позже, в 2007 году, Тэтчер станет еще и первым премьер-министром Великобритании, которому при жизни поставят памятник в здании британского парламента.
Спустя менее года после вступления на пост премьер-министра Тэтчер выступила со своей знаменитой речью, в которой обрушилась с критикой на Советский Союз.
«Русские нацелились на мировое господство, и они стремительно накапливают средства, необходимые для становления их в качестве самого могущественного имперского государства, которое когда-либо видел мир. <…> Они выбрали пушки вместо масла, тогда как для нас почти все важнее пушек», — говорила тогда Тэтчер, используя самый хрестоматийный экономический пример в мире.
В ответ на эту критику газета «Красная звезда» назвала Тэтчер «железной дамой», что The Sunday Times перевела как словосочетание Iron Lady, которое еще раз было переведено уже на все языки и навсегда закрепилось за Тэтчер.
Тэтчер выступала против объединения Германии и говорила, что оно «приведет к изменению послевоенных границ, и мы не можем позволить этого, так как подобное развитие событий поставит под вопрос стабильность всей международной ситуации и может угрожать нашей безопасности». В конце 1980-х, однако, она стала первым из мировых лидеров, который еще за год до падения Берлинской стены объявил о конце «холодной войны», похвалив усилия Михаила Горбачева, хотя до этого во внешней политике Тэтчер неизменно ориентировалась на курс Рональда Рейгана и относилась к политике советского руководства с крайним недоверием.
Экономическая политика Тэтчер была настолько жесткой, что в 1981 году в Великобритании начались мятежи. Когда в британских СМИ открыто заговорили о необходимости смены экономического курса, Тэтчер ответила:
«Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает». В декабре 1980 года рейтинг Тэтчер упал до 23% — самого низкого показателя, который когда-либо имели британские премьер-министры.
Начало премьерства Тэтчер ознаменовалось еще и голодовкой, которую, добиваясь возвращения статуса политзаключенных, объявили в тюрьме члены Временной ирландской республиканской и Ирландской национальной освободительной армий. Тэтчер отказалась вернуть им этот статус, и для десяти заключенных голодовка закончилась смертью, за что член «Шинн Фейн» Донни Моррисон назвал ее «самым большим ублюдком, которого мы когда-либо знали».
12 октября 1984 года Ирландская республиканская армия взорвала бомбу в отеле в Брайтоне, где проходила конференция Консервативной партии, в результате чего погибли пять человек, в том числе жена одного из министров. Тэтчер не пострадала и на следующий день как ни в чем не бывало открыла партийную конференцию.
В 1984–1985 годах Тэтчер, которая на протяжении всего премьерства вела ожесточенную борьбу с профсоюзами и при которой забастовки стали частью повседневной жизни Великобритании, столкнулась с крупнейшей за всю историю своего правления общенациональной стачкой, которую объявили шахтеры и присоединившиеся к ним металлурги и транспортники. Тэтчер, за пару лет до этого победоносно завершившая Фолклендскую войну с Аргентиной (1982 год), что позволило ей переизбраться в 1984 году, заявила, что
наряду с «врагом за пределами страны», с которым пришлось сражаться на Фолклендах, она обнаружила «врага внутри страны», «с которым труднее бороться и который представляет большую опасность для свободы».
Закончилось все тем, что спустя год противостояния добытчики и плавильщики руды все-таки вынуждены были отступить перед Железной леди.
Когда в 1989—1990 годах дважды переизбравшаяся несмотря ни на что Тэтчер ввела в стране так называемый коммунальный налог, который, по сути, представлял собой подушную подать, на демонстрацию в Лондоне вышли 70 тысяч человек, а митинг на Трафальгарской площади перерос в столкновения, в ходе которых были ранены 113 и арестованы 340 человек. Преемник Тэтчер на посту премьера Джон Мейджор, едва заняв ее пост (в ноябре 1990 года), поспешил отменить этот налог.
Третий и последний раз Тэтчер переизбралась на пост главы правительства в 1987 году, но на тот момент ее взгляды на налоговое законодательство и евроскептицизм не разделяли даже члены ее собственного кабинета.
Бизнесмен-консерватор Майкл Хэзэлтайн оспорил лидерство Тэтчер в партии, и она подала в отставку со всех постов, назвав своих однопартийцев предателями. Так закончилась эпоха Железной леди.
Тэтчер стала одним из немногих политиков, удостоившихся личного, названного в её честь направления в политике – тэтчеризма, основными пунктами которого были приватизация национализированных ранее отраслей экономики, монетизация и сворачивание соцпрограмм в сферах здравоохранения и образования. О тэтчеризме часто говорят как о политике «шоковой терапии».
После ухода с поста премьер-министра Тэтчер еще в течение двух лет была членом Палаты общин от округа Финчли, от которого она когда-то впервые избралась в парламент. В 1992 году, когда ей было 66 лет, она покинула Палату общин, сохранив, однако, за собой пост члена Палаты лордов.