В Пакистане несколько десятков кандидатов на парламентских выборах, включая экс-главу государства Первеза Мушаррафа, были дисквалифицированы: избирательные комиссии их округов нашли неудовлетворительными их религиозность и моральный облик. Об этом пишет газета The Guardian. По ее данным, пока процесс регистрации кандидатов, который контролируют судьи, продолжается, еще сотни кандидатов могут столкнуться с отказами.
Причина, выбранная для отказа бывшему лидеру страны участвовать в выборах в мае, — забытые 62-я и 63-я статьи конституции страны, которые были внесены в ее текст в 1985 году. Согласно им, кандидат должен быть «хорошим мусульманином, чистым и честным» и обладать глубоким пониманием ислама. Эти нормы ввел тогдашний президент, генерал Мухаммед Зия-уль-Хак, который таким образом пытался убедить религиозных консерваторов в своем намерении исламизировать Пакистан.
«С тех пор эти статьи не были удалены из конституции, потому что все думали, что их невозможно применить», — пояснил The Guardian эксперт-политолог из Университета Лахора.
Бывший лидер Пакистана Первез Мушарраф прибыл в Исламабад в прошлое воскресенье. В 2008 году политик был вынужден уйти с президентского поста под угрозой импичмента и переехал в Лондон. В начале 2011 года пакистанский суд выдал ордер на его арест по подозрению в причастности к заговору против убитой в 2007 году экс-премьера Беназир Бхутто (ее вдовец Асиф Али Зардари стал президентом страны после отставки Мушаррафа). В эту пятницу пакистанский суд разрешил Мушаррафу внести за себя залог.
Бывший президент Пакистана вернулся на родину, несмотря на угрозы талибов (организация запрещена в России), обещавших «отправить Мушаррафа в ад» за сотрудничество с США в борьбе с терроризмом. Они заявляли, что генерал станет мишенью для их снайперов и смертников.
Мушарраф намерен повести на парламентские выборы созданную им новую партию — «Всепакистанскую мусульманскую лигу». Его главные соперники – «Пакистанская мусульманская лига» экс-премьера Наваза Шарифа, который считается лидером предвыборной гонки, и «Движение за справедливость», возглавляемое бывшей звездой крикета Имраном Ханом. Если процесс парламентских выборов и формирования кабинета министров пройдет успешно, это станет первым в истории Пакистана случаем демократической передачи власти от одного избранного правительства другому.
Еще один забракованный кандидат – журналист Аяз Амир – не был допущен к выборам из-за статей, в которых члены избирательной комиссии обнаружили поощрение к употреблению запрещенного в Пакистане алкоголя.
К рассмотрению апелляций от дисквалифицированных кандидатов суд приступит на следующей неделе. Еще вчера исполняющий обязанности премьер-министра Мир Хазар Хан Хосо заявил, что большое число участников предвыборной гонки говорит о вере граждан в то, что они на пути демократии.
Востоковед Дмитрий Верхотуров отметил в беседе с «Газетой.Ru», что решение не допускать Мушаррафа до майских выборов связано с предстоящими президентскими выборами в республике осенью 2013 года. «Это попытка не дать ему возможности использовать парламент для президентских выборов», — сказал эксперт. В Пакистане президент избирается коллегией выборщиков, в которую входят депутаты Национальной ассамблеи, члены сената, а также парламентов четырех провинций. Как отмечает агентство Reuters, во время своего президентства желающий вернуться на этот пост Мушарраф раздражал всех – от главного судьи, которого он отправил в отставку, и адвокатов, которые объединились против него, до священнослужителей.