Российские регионы возвращают устойчивость, утраченную в прошлом году, говорится в рейтинге губернаторов фонда «Петербургская политика». Рейтинг, в котором на основе анализа мнений экспертов каждый губернатор получает оценку по десятибалльной шкале, публикуется ежемесячно. В марте впервые после года падения сводного рейтинга социально-политической устойчивости в регионах показатели незначительно, но начали расти.
Февральское резкое понижение рейтинга устойчивости регионов авторы доклада связывают с мощным всплеском социального недовольства из-за роста тарифов ЖКХ и введения платы на общедомовые нужды. Но уже в марте ряд регионов ввел мораторий на взимание сборов на общедомовые нужды и рост коммунальных тарифов, что положительно отразилось на показателях всегда максимально стабильных Ульяновской (8,2 балла из 10), Пензенской (8,6) и Калужской (8,0) областей. Так, распоряжение губернатора Новосибирской области Василия Юрченко о проведении перерасчета коммунальных платежей увеличило рейтинг области на 0,2 пункта, до 7,2 балла. А вот не отреагировавший на предложение прокуратуры пересмотреть тарифы губернатор Еврейской автономной области Александр Винников потерял 0,2 пункта, снизив свой рейтинг до уровня в 7,1. Однако, в противовес росту, негативно на динамику повлияли сообщения в ряде регионов о дальнейшем отказе малых предпринимателей от своих лицензий в связи с резким ростом ставок страховых взносов, вопрос о которых встал уже на высшем уровне.
«С одной стороны, за прошедший месяц сократилось число негативных новостей, которые шли из регионов, и это привело к устойчивости власти. В то же время на смену социальным и политическим рискам приходят риски экономические. Сказывается общее угасание ожиданий экономического роста», — пояснил «Газете.Ru» руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, добавив, что на психологическое состояние граждан мог повлиять и «кипрский фактор».
Аналитики обращают внимание на рост показателей устойчивости в Московской области на 0,3 пункта, до 6,6.
Победу провластного Андрея Войтюка в Жуковском, издавна проблемном для «Единой России» подмосковном наукограде (на парламентских выборах полтора года назад ЕР пришла третьей, едва перевалив за 19%), эксперты однозначно относят к успехам и. о. губернатора Московской области Андрея Воробьева и даже выносят ее на третье место среди значимых событий марта, хотя выборы прошли только 31 марта.
Аналогичные выборы местного масштаба в тульском городе Узловая сыграли, однако, скорее в минус региональным властям. И хотя в Жуковском тоже не обошлось без скандала с аномально высоким уровнем надомного голосования и скупкой голосов, организованной рок-музыкантом Сергеем «Пауком» Троицким, происходившее в день голосования 10 марта в тульском городке перебило впечатление от победы «Единой России» на выборах в горсовет. В итоге Тульская область просела в рейтинге на 0,1 пункта, достигнув отметки в 6,9.
«Что касается политических рисков, то их воздействие на общую устойчивость в марте оставалось средним. Чаще всего они были связаны с кадровой политикой, поскольку принимаемые решения иногда повышали внутриэлитную напряженность», — говорится в аналитической записке к рейтингу.
Владимир Путин угадал с назначением сенатора Светланы Орловой на пост врио губернатора Владимирской области.
В результате замены единственного оставшегося губернатора-коммуниста Николая Виноградова на вице-спикера Совфеда в проблемном регионе социально-экономическая устойчивость укрепилась на 0,5 пунктов, до 4,7. Орлова еще не успела отправить в отставку правительство региона, зато объявила о готовности участвовать в выборах в сентябре. Решение врио губернатора в Забайкальском крае, «варяга» Константина Ильковского об отставке правительства вызвало сопротивление прежней административной команды, в результате регион потерял 0,3 пункта и откатился к 6,1. Неустойчивость наблюдается и в Хабаровском крае, где по мере приближения конца срока полномочий главы региона Вячеслава Шпорта борьба достигает максимального накала, отмечается в докладе.
Казалось бы, самое значимое нововведение в региональной политике — принятие Госдумой закона, давшего местным заксобранием право заменять прямые губернаторские выборы сложным многоступенчатым согласованием с президентом выдвинутых фракциями региональных парламентов кандидатур, — оказалось в самом конце списка. Президент Путин подписал закон только 2 апреля, после чего он вступил в силу. Новый виток борьбы вокруг того, назначать или выбирать глав регионов, в основном в республиках Северном Кавказа, только предстоит.
Небольшая стабилизация может вскоре повернуть вспять. «Рост рейтинга устойчивости вряд ли будет длительным. Формирования «запаса прочности» в регионах не происходит, поскольку на смену политическим и социальным рискам приходят ожидания ухудшения экономической конъюнктуры», — отмечается в аналитической записке рейтинга.