Скандалы вокруг того, откуда берутся деньги на дорогие квартиры в Москве и дачи в Майями, вскоре могут переместиться из коридоров Госдумы в московские детские сады и поликлиники. Сергей Собянин подписал указ о проверке достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе руководителей госучреждений столицы и тех, кто претендует на эти должности. Документ принят в рамках вступившего в силу с 1 января 2013 года федерального закона, по которому руководители госучреждений должны отчитываться о своих доходах, а также о доходах своих супругов и несовершеннолетних детей (ранее был выпущен указ мэра, обязывающий их предоставлять такие сведения).
Указом утвержден порядок проверки. Основание для ее проведения — «достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке» правоохранительными органами, иными госорганами, органами местного самоуправления и их должностными лицами либо собственными кадровыми службами, занимающимися профилактикой коррупции. Кроме того, с запросами о проверке могут обращаться постоянно действующие руководители политических партий и общественных объединений, общественные палаты РФ и Москвы, а также общероссийских СМИ. Информация анонимного характера основанием для проверки служить не может.
Проводится она по решению руководителя госоргана, являющегося учредителем конкретной организации. Например, принимать решение о том, давать ход «сигналу» о незадекларированном имуществе директора школы или нет, будет руководитель департамента образования.
После этого кадровая служба госоргана-учредителя должна приступить к поверке. По ее результатам принимается решение, есть ли основания применить к директору госучреждения меры ответственности. При установлении «обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения», материалы проверки направляют в соответствующие органы.
Как рассказала «Газете.Ru» заместитель начальника управления государственной службы и кадров правительства Москвы Елена Алексеева, процедура поверки не нова, такой подход уже отработан на государственной гражданской службе на городском и федеральном уровне. Кадровые службы берут объяснения с проверяемого, направляют запросы в ГИБДД, налоговые и регистрационные органы.
Первые проверки могут пройти не раньше конца лета.
Как объяснила Алексеева, сведения о доходах за 2012 год предоставляются до 30 апреля. После чего в течение 14 дней они должны быть размещены на сайте госоргана. У руководителя учреждения будет еще три месяца на то, чтобы, при необходимости, уточнить эту информацию.
Предположить, какой объем работы предстоит проверяющим, пока трудно, отметила представитель кадровой службы мэрии. Самих госучреждений в Москве несколько тысяч. Больше всего их у департаментов здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты. Алексеева уточнила, что речь идет исключительно о госучреждениях (казенных, автономных или бюджетных). Государственные унитарные учреждения, такие как, например, ГУП «Ритуал» или ГКП «Метрополитен», являются коммерческими организациями и под этот закон не попадают. То же самое касается какого-либо являющегося ГУПом медицинского центра.
Достаточной информацией для начала проверки, по словам Алексеевой, являются не предположения о злоупотреблениях, а конкретные не указанные в перечне доходов и имущества объекты, их адреса и сама причина, по которой подается обращение.
Впрочем, признала она, решение о необходимости проведения проверки отдано на откуп руководителя госоргана — четких критериев этого нет.
Показательной в этом смысле можно считать недавнюю попытку двух независимых муниципальных депутатов столицы инициировать проверку предпринимательской деятельности некоторых депутатов Мосгордумы, активно участвующих в бизнес-деятельности своих компаний. Обращение основывалось на данных системы СПАРК, где содержатся данные обо всех юрлицах России, Украины и Казахстана. Однако успеха оно не возымело. Как объяснил «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по проверке сведений о доходах депутатов депутат от «Единой России»» Анатолий Петров: «в соответствии с федеральным законом и законом города Москвы муниципальные депутаты не входят в число лиц, по чьим запросам комиссия проводит проверки».
Тем не менее, по мнению лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина, необходимость декларировать доходы руководителей госучреждений и возможность проверить предоставляемые сведения — давно назревшая мера. «Контролировать руководителей госучреждений необходимо — слишком много злоупотреблений. Главное, чтобы это не превратили в орудие расправы, дубину для неугодных», — считает Митрохин.
По мнению Митрохина, гарантией от произвольного использования этой «дубины» и защитой от заказных проверок могла бы стать обязательная публикация на сайте мэрии фактов проверки, ее обоснований и результатов. Но сейчас такой меры ни в федеральном законе, ни в городских документах нет.
Председатель партии «Народ против коррупции» Ирина Рукина опасается, что следствием новации станет появление «коррупция по заказу».
Для «своих» проверки могут превратиться в профанацию и в то же время стать репрессивной мерой, способом сведения счетов в конфликтах с неугодными руководителями, уволить которых нет законных оснований. «Новация касается большого количества людей, но беда в том, что всех не охватишь, — говорит Рукина. — И кто умеет прятать концы в воду, так и будет это делать. А страдать чаще будут невиновные — люди, с которыми начнут расправляться по заказу».
По мнению экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова, лишенного мандата из-за обвинений в предпринимательской деятельности, во всем мире вопросы контроля за доходами граждан и особенно должностных лиц давно решены. «Существует простой и прекрасно работающий механизм парламентского, гражданского контроля за доходами и расходами: каждый гражданин заполняет декларацию о доходах с полной расшифровкой их источников, и эта информация поступает в открытый доступ, — отмечает Гудков. — В то же время в нашей декларации понять ничего невозможно. Что такое, например, доходы по ценным бумагам? Это акции «Газпрома», Нью-Йорк-банка или облигации Сингапура? Это сделано специально, чтобы задурить людям голову».
В европейских странах, напоминает Гудков, существует презумпция имущественной виновности. И каждый чиновник обязан объяснить происхождение своего имущества и обосновать свои расходы.
«Если же такой чиновник не может объяснить происхождение потраченных средств, имущество арестовывают и возбуждается уголовное дело, — говорит он. — И все, не надо никаких указов мэра и министерств контроля. У нас вся страна, все 140 млн граждан могли бы стать бесплатными контролерами. Но мы пойдем своим путем, будет определена процедура — кто кого контролирует, кто кому откатывает и сколько куда заносит. В результате получим огромную бюрократическую машину, которая тратит огромные деньги, проверят сама себя и сама себя отмазывает».