Грузинский парламент принял в четверг знаковую поправку к Конституции страны, ограничивающую полномочия главы государства. Как писала «Газета.Ru», президент Грузии Михаил Саакашвили накануне заявил, что его партия «Единое национальное движение» (ЕНД) готова поддержать инициативу своих политических оппонентов.
Решение стало итогом долгих переговоров между парламентским большинством и оппозицией. ЕНД отказывалось голосовать за поправки, если предварительно по ним не будет проведено рейтинговое голосование. После длительных дебатов и консультаций представители «Грузинской мечты» все же пошли на компромисс, согласившись на условие представителей партии Саакашвили. Как признал один из депутатов от парламентского меньшинства Георгий Вашадзе, рейтинговое голосование нужно было ЕНД для того, чтобы продемонстрировать, что при принятии важных решений без них не обойтись. Независимые эксперты же высказывали мнение, что таким образом Саакашвили, чей президентский срок заканчивается в октябре 2013 года, пытается продемонстрировать единство собственной партии.
Согласно законопроекту, у президента остается право распускать правительство, но он не сможет назначать новый кабинет министров без согласия парламента. При этом, если депутаты трижды не утверждают новый состав правительства, представленный главой государства, то тот получает право распустить парламент.
Рейтинговый опрос зафиксировал 93 голоса в пользу законопроекта. Среди них не было голосов ЕНД. Чтобы законопроект прошел, необходимо было конституционное большинство, а это как минимум 100 голосов. В грузинском парламенте сейчас 147 депутатов (по закону 150, но трое перешли в правительство), у «Грузинской мечты» 83 мандата, у ЕНД — 53, 11 депутатов, баллотировавшиеся в парламент от ЕНД, уже покинули его ряды.
Голосование по законопроекту имело принципиальное значение для обеих политических сил. О его важности для националов свидетельствовал тот факт, что президент станы, лидер ЕНД Михаил Саакашвили еще с утра прибыл из столицы в Кутаиси, где расположен парламент. За ходом политических дебатов следили не только политики, эксперты и журналисты, но и рядовые избиратели. Споры в стенах парламента затянулись более чем на четыре часа.
«Мечтатели» убеждали националов выйти из-под влияния Михаила Саакашвили, который является для них уже «не лидером, а грузом», подумать о своем политическом будущем и сделать выбор в пользу демократического развития государства.
Окончательное решение было принято после более чем часового перерыва, в ходе которого оппоненты провели консультации со своими лидерами: националы — с Михаилом Саакашвили, а «мечтатели» — с премьер-министром Бидзиной Иванишвили. После перерыва председатель парламента от большинства Давид Усупашвили заявил, что у ЕНД были другие компромиссные решения, но после консультаций с Саакашвили они были отметены. Поэтому, исходя из интересов государства, для того «чтобы страна успокоилась», он, как спикер, принял тяжелое для себя решение и согласился на рейтинговое голосование, которое, в принципе, считает неправильным.
«Принимаю тяжелое решение, но мы не можем ответить капризом на каприз», — заметил он, отметив также, что таким образом депутатам от ЕНД предоставляется возможность внести свою лепту в усовершенствование конституции.
Накануне, предлагая проведение рейтингового голосования, националы пообещали оппонентам добавить при прохождении законом первого чтения в точности столько голосов, сколько не хватает для конституционного кворума. Как отмечал Михаил Саакашвили, большинству не хватает шести-семи голосов, несмотря на заявления его представителей, «что у них 110 или 120 голосов и что им не нужны наши голоса». Впрочем, в четверг
за законопроект, как и было обещано, проголосовали все оппозиционные депутаты от ЕНД, присутствовавшие в зале. Всего поправки поддержали 135 парламентариев.
Компромисс состоялся, несмотря на то что еще в четверг днем премьер-министр страны и лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили говорил, что не видит необходимости в рейтинговом голосовании. «Если хотят, пусть голосуют, не хотят — не надо. Тем самым они покажут лицо своей партии. Никто не просил у них голоса. Они дети этой страны и пусть поведут себя так, как считают нужным», — заявил он. «Мечтатели» всячески подчеркивали, что голоса нужны не им, а дальнейшему развитию страны.
Независимые эксперты и политики высказывались за компромисс, призвав «мечтателей» согласится на рейтинговое голосование и тем самым заручиться гарантированными голосами националов. В частности, социолог Яго Качкачишвили в эфире телекомпании «Маэстро» заявил, что «политика — искусство, ориентированное на результат. Все зависит от того, какова цель: если она состоит в смене недемократической нормы конституции, то для достижения этого позитивного результата и для дальнейшего стабильного развития государства стоит пойти на компромисс и рейтинговое голосование».
Так в результате и вышло, что позволило Саакашвили хоть как-то сохранить лицо и продемонстрировать свою политическую значимость. Проиграв войну, он все же выиграл последнюю битву.
Уже после голосования президент Саакашвили назвал 21 марта важным днем и заявил, что националы доказали, что «никогда не поддадутся шантажу и давлению», он также заметил, что сегодня премьер впервые убедился в том, что не все продается за деньги.
«Любая попытка вывести меня из политической борьбы сейчас или в будущие годы у вас не получится», — заявил Саакашвили оппонентам.
Накануне президент в очередной раз заверил оппонентов, что «не собирался и не собирается распускать правительство». Хотя «мечтатели» и так уверены, что Саакашвили не посмел бы применить свои полномочия, исходя из политических реалий.
Согласно недавнему социологическому опросу Международного республиканского института, администрации президента доверяют 39% опрошенных, парламенту — 82%, правительству — 81% населения.
Однако, как сказал «Газете.Ru» президент независимого клуба экспертов Сосо Цискаришвили, несмотря на исход сегодняшнего голосования, у президента Саакашвили все еще остаются инструменты для затягивания легализации решения, принятого парламентом.
Саакашвили еще может долго не подписывать принятые конституционные поправки. Кроме того, до этого законопроект еще должен пройти два чтения в самом парламенте. А за это время может настать тот период, когда президент теоретически все еще будет обладать правом на роспуск правительства и формирование нового без согласования с парламентом.
Депутаты могут проголосовать за законопроект во втором чтении уже в пятницу. Как сообщили «Газете.Ru» в парламентском комитете по юридическим вопросам, в окончательном третьем чтении он может быть утвержден на внеочередной сессии в понедельник, 25 марта. Поспешность в комитете объясняют тем, что обсуждение вопроса уже затянулось на три месяца.
Как пояснил председатель комитета по юридическим вопросам Вахтанг Хмаладзе, президент обязан подписать законопроект в течение 10 рабочих (14 календарных) дней после его утверждения парламентом.
Таким образом, если депутаты утвердят поправки в понедельник, то крайним сроком для Саакашвили станет 8 апреля, когда он уже формально будет иметь право распустить нынешний состав парламента и сформировать собственный кабинет министров.
Впрочем, лидер меньшинства экс-спикер Давид Бакрадзе во время дебатов в четверг заявил, что если президент воспользуется механизмом роспуска правительства и формирования нового по своему усмотрению, он не будет считать, что ему (Бакрадзе) не место в его команде.
Так что в апреле Саакашвили, вероятно, получит очередной шанс поиграть в политическое благородство и подпишет ограничивающие его власть поправки, вместо того чтобы распустить парламент и отправить в отставку кабинет Иванишвили.
По действующей конституции президент страны спустя шесть месяцев после парламентских выборов и за полгода до президентских выборов вправе распустить правительство, объявить о досрочных парламентских выборах и сформировать кабинет министров по своему усмотрению. То есть «Грузинской мечте» желательно, чтобы принятые в первом чтении конституционные поправки были утверждены до 1 апреля этого года (парламентские выборы состоялись 1 октября 2012-го).
После вступления в силу новые поправки в конституцию будут действовать несколько месяцев, до того момента, когда после президентских выборов в октябре 2013 года вступит в силу новая модель конституционного устройства Грузии, принятая в октябре 2010 года. Она предусматривает сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством. Президент ограничивается формальным правом назначения правительства, так как будет обязан представлять кандидатуры, предложенные парламентом, и не будет обладать единоличным правом отправлять кабинет министров в отставку.