Скандал вокруг публикации в «Московском комсомольце» о женщинах-депутатах от «Единой России» и «политической проституции» докатился до стен Госдумы.
Фракция ЕР решила защищать своих коллег от журналистов с помощью всего парламента, а также намерена вмешаться в порядок формирования Общественной палаты и даже в работу Союза журналистов Москвы (СЖМ)
Единороссы выступили с призывом лишить редактора МК Павла Гусева поста председателя комиссии Общественной палаты по СМИ и руководства в СЖМ.
Скандал начался в прошлую пятницу, когда замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев обратил внимание на публикацию в МК «Политическая проституция сменила пол», в которой шла речь о женщинах, представляющих партию власти в парламенте. Единоросс пообещал «жестко разобраться с журналистом и редактором», заметив также, что мнение «мелких тварей» ему безразлично. После этого журналисты заинтересовались, какие именно «жесткие меры» имеет в виду Исаев, а
партия бросилась защищать героинь скандальной статьи — Ирину Яровую, Ольгу Баталину и Екатерину Лахову, обвиненных в политической проституции и постоянной смене своих позиций в зависимости от политической конъюнктуры, а заодно и самого Исаева.
Ко вторнику градус заявлений достиг предела: Исаев вызвал главреда МК Павла Гусева встретиться с ним в программе «Поединок», а единороссы подготовили заявление от имени всего парламента.
Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк представлял проект заявления «О недопустимости злоупотребления средствами массовой информации правом на свободу слова» с думской трибуны, вдохновенно говоря о морально-нравственных ценностях.
«Свобода средств массовой информации обеспечивается конституционными гарантиями, деятельность журналистов не ограничивается цензурой. Роль средств массовой информации, обеспечивающих связь между государством и обществом, невозможно переоценить, — говорил Железняк о любви «Единой России» к журналистам, однако потом сурово продолжил: — Публикация в одной из старейших газет статьи, перешедшей все мыслимые пределы цинизма, необъективности и просто обыкновенного хамства, вызвала справедливое негодование общества. Однако редакция газеты, а точнее, ее главный редактор и учредитель (речь идет о главреде МК Павле Гусеве. — «Газета.Ru»), судя по всему, решил испытать терпение общества до конца. Несмотря на всеобщее возмущение и многочисленные требования общественных организаций, он отказывается приносить извинения и, как явствует из его последних заявлений, даже не осознает всю низость своего поступка».
«Депутаты Государственной думы считают, что главный редактор и учредитель газеты «Московский комсомолец» должен принести публичные извинения перед обществом и теми, кого он оскорбил. По мнению депутатов Государственной думы, главный редактор издания, допустивший такого рода действия, не может состоять в профессиональных объединениях журналистов, Общественной палате Российской Федерации,
— озвучил Железняк приговор единороссов Гусеву. — И тем более он не может возглавлять Союз журналистов Москвы и комиссию Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, не дискредитируя их своим членством. Государственная дума и впредь будет продолжать свою деятельность по защите в российском обществе цивилизованных норм публичной политики, основанной на нравственных ценностях».
«Главный редактор СМИ, о котором идет речь, не просто вступил в дискуссию, он заявил, что не видит никакого оскорбления в том, чтобы назвать женщину «проституткой, готовой лечь под любую партию»… Я не верю, что журналисты считают, что можно оскорблять женщин в СМИ, мы уже договорились с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым провести широкое обсуждение этого случая», — говорил Железняк.
Последняя реплика Железняка вызвала у журналистов заметный скепсис.
«Интересно, депутаты вообще представляют, что такое нынешний Союз журналистов, когда призывают кого-то оттуда изгнать?» — иронично написал в Twitter спецкорреспондент ИД «Коммерсантъ» Илья Барабанов. Дело в том, что, согласно опросам в соцсетях, один из которых проводил корреспондент «Газеты.Ru», в Союзе журналистов России не состоит почти никто из журналистов ведущих федеральных изданий. Летом 2012 года СЖР отказался поддержать инициативу нескольких сотен корреспондентов выступить против возвращения в Уголовный кодекс статьи «Клевета» и обратиться в Госдуму с соответствующей петицией. В результате журналисты проводили одиночные пикеты около Госдумы, а СЖР выступил с заявлением против принятия этого закона лишь в день его рассмотрения, то есть когда что-либо делать было поздно.
Впрочем, Железняк от Союза журналистов вернулся к основной теме соблюдения журналистами этических ценностей.
— Помимо важной общественной функции у журналиста есть задача донесения информации до читателя в объективной форме… В настоящее время под прессом общественного давления находятся не только государственные органы, но журналисты также подвергаются дискредитации. Надеюсь, наше заявление поможет журналистам принять необходимые шаги в своем профессиональном сообществе, — завершил свое выступление Железняк.
Коммунист Анатолий Локоть в ответ напомнил вице-спикеру от ЕР, что почему-то, когда шли информационные кампании в провластных СМИ против коммунистов, «Единая Россия» не рвалась объявить бойкот какому-либо изданию.
Железняк на это отвечал, что даже в случае сильной личной антипатии журналист не должен опускаться до прямых оскорблений.
Представитель ЛДПР, глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов предложил заменить в обращении словосочетание «нравственные ценности» на «духовно-нравственные ценности».
— Существенная часть нашего общества является атеистами и скептически относится к религии, — неожиданно признал Железняк. После этого он вдруг вспомнил, что сам Гусев недавно говорил о необходимости выработки нового кодекса журналистской этики, что делает нынешние события парадоксальными.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил в поддержку заявления единороссов в своей обычной экстравагантной манере.
— Такой грязной газеты во всем мире нет! Сколько было пикетов у здания МК — все бесполезно! В каждой статье ложь, клевета, чернуха! «Московский комсомолец» — это хуже афганского героина, потому что от него всего сто тысяч в год гибнет, а после МК у миллионов людей мозг начинает иначе работать! — возмущался лидер ЛДПР.
Теорию заговора СМИ против органов госвласти подхватил единоросс Михаил Маркелов.
— Губительная двойная мораль в обществе приводит к тому, что мы сталкиваемся с серьезными угрозами, которые подтачивают ситуацию в стране. Все здравые люди присоединятся к нашему заявлению, по нашим нравственным законам живут издательства и газеты. Мы вот вчера обсуждали, стоит ли привлекать к диалогу того же Гусева и другие оппозиционные СМИ. Да зачем мы себя вечно ставим в позицию унтер-офицерской вдовы, оправдываемся в чем-то вечно?
Перед кем оправдываться — перед людьми, которые выстроили работу по дискредитации депутатского корпуса? Несколько маленьких СМИ ведут запрещенную игру, которую надо остановить, — говорил Маркелов.
Справедливоросс Валерий Гартунг успокаивал коллег.
— Мы все излишне возбудились по этому поводу. Стоит отметить, что если бы не было столь жесткого комментария по поводу этой статьи от коллеги Исаева, то едва ли бы она получила такой резонанс. Пусть решение о том, преступили ли журналисты черту, принимает суд —
нам, по крайней мере, «Единая Россия» всегда советует идти в суд по всем спорным вопросам. Я думаю, что именно туда им над идти на сей раз, потому что чем больше мы эту тему обсуждаем, тем больший ущерб наносим Госдуме, — спокойно говорил Гартунг.
Думское большинство в лице «Единой России» и ЛДПР эти аргументы не убедили.
За заявление проголосовали 300 депутатов, 97 — против, воздержавшихся не было. КПРФ и «Справедливая Россия» документ не поддержали.
«Извинений от меня может требовать только суд. Если будет решение суда о том, что газета и журналисты должны извиниться, то это будет для меня решающим словом», — говорится в заявлении Гусева, размещенного во вторник на сайте МК. При этом он сообщил, что «беседовал с одной из героинь этой статьи, депутатом Баталиной, и она отказалась подавать в суд».