В Москве завершился процесс формирования составов участковых избирательных комиссий, за ходом которого следит «Газета.Ru». Группы независимых наблюдателей, в числе которых организации «Голос» и «Сонар», констатируют, что большинство волонтеров, которых они выдвигали в члены УИКов, прошли в комиссии и, таким образом, смогут участвовать в проведении выборов губернатора Подмосковья и мэра Москвы, а также думских выборах 2016 года и президентских выборах 2018 года. Волонтеры прошли в основном за счет мандатов оппозиционных парламентских партий, которые имеют право на одного своего представителя в каждой комиссии. У самих партийцев не нашлось собственных достаточных ресурсов для покрытия всех УИКов, которые формируются сейчас на пять лет, именно поэтому они были вынуждены обратиться к добровольцам. Однако, у независимых членов избиркомов уже начались проблемы.
Прошедшие в УИКи волонтеры массово жалуются на то, что им не удалось попасть на первое заседание комиссий, потому что их не оповестили об этих встречах. Заседание УИКа должно пройти в течение 15 дней после того, как ТИК (территориальный избирком) определится с составом участковых комиссий и ее председателем. На первом заседании члены должны тайным голосованием выбрать заместителя председателя и секретаря.
«Независимых членов стараются не допустить на первые заседания, графиков заседаний нет нигде, иногда в УИКах говорят, что им незачем проводить заседания, так как уже все известно, предлагают просто прийти подписать протокол.
На соблюдении процедуры голосования настаивают, как правило, независимые члены», — рассказала «Газете.Ru» координатор проекта по привлечению добровольцев к процессу формирования УИКов, член ТИКа в Строгино Ирина Берлянд.
«Людям либо не звонят, либо звонят на домашний телефон в рабочее время, либо за два часа до заседания, это мешает выставить нашим волонтерам свою кандидатуру на должность зампреда или позицию секретаря», — сказал «Газете.Ru» один из координаторов волонтерского проекта ПРГ («Право решающего голоса»), член УИКа Михаил Тимонов.
Кроме того, Мосгоризбирком (МГИК) медлит с публикацией информации о составах УИКов. Законом не предусмотрены сроки, в которые эти данные должны появиться на сайте.
Однако, как рассказала Ирина Берлянд, согласно инструкции самого МГИКа, которая была разослана всем ТИКам несколько месяцев назад, предполагается, что на публикацию составов будет отводиться три дня после решения ТИКа. В пресс-службе МГИКа «Газете.Ru» сообщили, что сроки публикации определяются техническими параметрами и этот процесс может задерживаться, если документы были подготовлены с орфографическими ошибками или на них печать смазана. Из-за этого некоторые волонтеры, которые баллотировались в члены УИКов, не находят информации на сайте МГИКа о составах сформированных комиссий и, не дозвонившись до ТИКов, не знают судьбу своего выдвижения и пропускают первое заседание.
В итоге независимым членам комиссий не удается стать не только председателями, но и заместителями председателей.
Исключение составляет лишь район Сокольники, где волонтерам удалось поставить во главе УИКа своего кандидата. Председателями, как правило, назначаются люди, согласованные в управах районов, говорит Берлянд. «На самом деле комиссии УИКов формируют орготделы управ, в рабочих группах, где рассматривают списки кандидатов, рулят управы, а члены ТИКов на своих заседаниях голосуют списком за все составы, и очень часто не зачитывая их. Некоторые председатели комиссий на все вопросы так прямо и говорят: «Я сейчас посоветуюсь с нашим куратором в управе», — рассказывает она.
В основе УИКов, как правило, школьный коллектив во главе с директором, говорит Берлянд. Причем, по ее словам, все учителя этой комиссии выступают от разных организаций, некоторые из которых существуют только на бумаге, например Фонд поддержки Героев СССР.
У администраций районов «полная колода» общественных организаций, от которых проходят провластные кандидатуры, отмечает эксперт ассоциации «Голос» Роман Удот.
«В комиссии вошло такое количество никому не известных общественных организаций — такое ощущение, что они все сидят и ждут, когда будет набор в комиссии. Например, «Союз чернобыльцев», в котором молодые юнцы, которых трудно заподозрить в отношении к чернобыльской аварии. Фонд поддержки Героев СССР, никому не известный, вдруг пышным цветом расцветает почти во всех комиссиях», — удивляется Удот. К таким организациям можно отнести часто встречающиеся в уже опубликованных составах комиссий «Российское объединение избирателей», «Московскую федерацию профсоюзов».
Несмотря на то что большинство волонтеров были утверждены в ТИКах, они не смогут влиять на решения УИКов, так как находятся в меньшинстве.
Численность УИКов зависит от числа избирателей на участке, она может составлять от 3 до 16 человек. «Мы изначально понимали, что вся наша мобилизация сил не даст численно превысить тех людей в комиссиях, которые пришли от администраций, детских садов и так далее. Была попытка посмотреть на весь этот процесс изнутри», — говорит член совета Союза наблюдателей России (СОНАР) Ольга Фейгина.
По предварительным данным Михаила Тимонова, волонтеры вошли больше чем в половину УИКов Москвы, которых насчитывается свыше 3,5 тыс.
Внепарламентские партии, которые не имеют права на место в комиссии для своего представителя, добились меньших успехов, чем волонтеры. «Тенденция такова, что из 442 людей, которых мы выдвинули, скорее всего, половина не будет назначена», — говорит куратор работ по формированию УИКов в Москве в партии «Яблоко» Евгения Власова, подводя предварительные итоги.
«В тех районах, где в комиссии шло мало наших представителей, их назначали, так как там было мало оппозиционеров, а, например, в ЦАО, который был плотно закрыт нашими выдвиженцами, наших людей блокировали», — сообщила она.
От «Гражданской платформы» были забракованы порядка 25% кандидатов, рассказала курирующая подачу списков от партии Ксения Зеленцова.
Волонтерами были замечены факты, когда от партии Михаила Прохорова в УИКи проходили преподаватели школ и ставленники управ. Как объяснила Зеленцова, в последние дни приема заявлений от кандидатов в УИКи был большой вал желающих, поэтому трудно было отследить людей из «списка Чурова» — перечня председателей избирательных комиссий, фальсифицировавших, по данным наблюдателей, результаты выборов.