Врио президента Венесуэлы Николас Мадуро официально зарегистрировал в Национальном избирательном совете свою кандидатуру для участия в президентских выборах, намеченных на 14 апреля. На митинге своих сторонников Мадуро объявил, что намерен назвать свой избирательный штаб именем Уго Чавеса и включить в него соратников команданте: председателя Национальной ассамблеи Диосдадо Кабельо, вице-президента республики Хорхе Арреаса, министра иностранных дел Элиаса Хауа, министра нефти Рафаэля Рамиреса, старшего брата покойного президента, губернатора штата Баринас Адана Чавеса.
Избирательная кампания в Венесуэле началась по факту еще до официальной регистрации кандидатов. В своих выступлениях все последние дни Мадуро постоянно возвращался к теме памяти скончавшегося Уго Чавеса. А накануне заявил, что команданте был намеренно отравлен.
«Мы почти уверены, что команданте Уго Чавес был заражен раком», — сообщил накануне вечером в интервью телеканалу Tele SUR кандидат на пост главы государства.
«Интуиция подсказывает нам, что команданте Чавес был отравлен темными силами. Все указывает на то, что им удалось воздействовать на его здоровье с помощью самых передовых технологий», — заметил и. о. главы государства, уточнив, что не имеет в виду США. Накануне президент Боливии Эво Моралес сказал, что к болезни Чавеса приложил руку не кто иной, как Вашингтон — новость вызвала бурную реакцию среди населения и на страницах СМИ Венесуэлы.
«У империи (так Моралес называет США – «Газета.Ru») есть все, чтобы планировать акции по свержению правительства и подавлению социальных движений, выступающих против капитализма. Если нужно, она идет на то, чтобы покончить с жизнью лидеров, как это было с Арафатом», — отметил Моралес.
Мадуро пообещал привлечь лучших специалистов для расследования смерти бывшего президента. «Мы пригласим лучших ученых мира, чтобы сформировать государственную комиссию по расследованию причин заболевания команданте Чавеса, –пообещал он избирателям. –
Все указывает на то, что его заразили с помощью каких-то утонченных технологий».
О том, что рак, по мнению экспертов-медиков, является незаразным заболеванием и заболеть им в результате воздействия вирусов невозможно, большинство венесуэльских избирателей вряд ли знает. Подхватив версию о том, что Чавес был убит врагами, Мадуро тем самым пытается мобилизовать свой электорат.
Мадуро продолжает быть тенью Чавеса, его ближайшим соратником, а не самостоятельным политиком, отмечает вице-президент делового совета Россия--Венесуэла Владимир Семаго. «У Мадуро нет своей собственной стратегии, нет выстраданной идеи. Он всего лишь ближайший соратник вождя, причем уже покойного. И это очень трудная функция – идти на выборы, не имея собственной программы.
Мадуро как преемник Чавеса — это совсем не то, как Медведев преемник Путина. Быть преемником при покойном президенте это совсем другое. Вы не можете пользоваться его поддержкой, вы можете только использовать его светлую память»,
— считает эксперт. «Он может лишь повторять: «Я продолжаю программу команданте». Сейчас он играет на эмоциях населения. В этой игре удачно можно использовать антиамериканские настроения, делая акцент на намеренном заражении Чавеса. И это дает Мадуро неплохие шансы», — подчеркнул Семаго.
Сразу после регистрации своей кандидатуры для участия в выборах президента со своими избирателями встретился и лидер оппозиции Энрике Каприлес. Он в очередной раз призвал общественность и власти Венесуэлы в лице Мадуро не использовать имя Чавеса в ходе предвыборной кампании.
«Оставьте Чавеса в покое, борьба должна идти не между мной и Чавесом, а между мной и Мадуро», — подчеркнул Каприлес, призвав не бальзамировать тело команданте. «Чавес был христианином и выступал против бальзамирования людей», — заявил кандидат в президенты.
Рассуждая о своем соперничестве с Мадуро, Каприлес высказал уверенность, что преемник Чавеса заведет страну в экономический тупик. «За те 100 дней, что Мадуро управлял страной в отсутствие Чавеса, он девальвировал национальную денежную единицу почти на 50%. Достаточно войти в любой магазин, чтобы увидеть, как выросли цены, и представить, какой будет уровень инфляции в этом году», — заявил Каприлес.
«Каприлес говорит простые вещи: «Я во многом чавист, мне это интересно, но меня настораживает отсутствие внятной экономической политики». За Каприлесом идет интеллектуальная часть Венесуэлы, малый и средний бизнес, который он всячески поддерживает, за ним идут люди, которые осознают, что, кроме харизмы Чавеса, у Мадуро ничего нет.
Основной лозунг Каприлеса: «Я борюсь не против Чавеса, а за светлое будущее Венесуэлы», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» Семаго. — На стороне Каприлеса два фактора — он не играл в последние месяцы на слабости и физических недостатках Чавеса, и многие чависты готовы пойти за ним из-за здравой экономической политики».
Вместе с тем, сегодня стало известно, что Венесуэла может лишиться последнего оставшегося в стране оппозиционного телеканала. Глава «Глобовисьон» Гильермо Сулоага заявил, что вынужден продать телеканал. В интервью испанской газете Pais Сулоага рассказал, что «подвергается давлению со стороны властей». «Если бы Уго Чавес смог прочесть эту новость, он был бы неимоверно счастлив», — отмечает издание. «Канал очень многое сделал в прошлом году, чтобы оппозиция выиграла (президентские выборы), однако она проиграла. Это поставило нас в очень непрочное положение», — отметил владелец «Глобовисьон».