О новом повороте в расследовании дела Георгия Гонгадзе заявил вчера в эфире «Эха Москвы» первый заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин. «У нас есть достаточно доказательств, которые подтверждают причастность Кучмы к этому преступлению. И мы сейчас занимаемся расследованием и сбором всех возможных доказательств», — сообщил украинский прокурор, добавив, что соответствующее уголовное дело уже возбуждено.
Информация о возможной причастности второго президента Украины Леонида Кучмы к убийству киевского журналиста Георгия Гонгадзе прозвучала далеко не впервые. Гонгдазе пропал без вести 16 сентября 2000 года, позже в лесу было найдено его обезглавленное тело, а в ноябре разразился «кассетный скандал»: оппозиция обнародовала звукозапись, якобы сделанную в кабинете президента сотрудником его охраны Николаем Мельниченко.
На этой записи Кучма якобы возмущается по поводу статей, размещенных на сайте «Украинская правда», контролируемом Гонгадзе, и дает тогдашнему министру внутренних дел Юрию Кравченко указание разобраться с журналистом, а затем принимает отчет о выполненной работе.
И хотя фраза об убийстве на скандальных пленках не прозвучала — там были лишь намеки, — общественное мнение однозначно связало Кучму с гибелью журналиста.
В юридической же плоскости расследование возможной причастности Кучмы к этому преступлению началось лишь в 2011 году, причем инициатором его стал все тот же Ренат Кузьмин, лично подписавший постановление о возбуждении уголовного дела против экс-президента.
Убийство Гонгадзе раскрыто уже давно — еще во времена президентства Виктора Ющенко. Трое бывших милиционеров — соучастники преступления — были задержаны в 2005 и осуждены в 2008 году. Организатор убийства, их прежний милицейский начальник Алексей Пукач скрывался до 2009 года, но затем также предстал перед судом, а 29 января 2013 года был приговорен к пожизненному заключению.
Открытым оставался лишь вопрос заказчиков убийства журналиста.
Однако «дело Кучмы» образца 2011 года распалось, не дойдя до суда. «Нормы старого законодательства позволяли подозреваемому обжаловать постановление (о возбуждении дела. — Газета.Ru)», — поясняет Кузьмин.
Защита Леонида Кучмы тогда не преминула воспользоваться этим правом, оспорила возбуждение дела и выиграла суд. Аргументация адвокатов заключалась в том, что обвинение основано на юридически сомнительных пленках Мельниченко. Майор госохраны записывал президента, не имея санкции на это, а посему записи не могут приниматься во внимание ни судом, ни следствием.
14 декабря 2011 года дело Кучмы закрыли. Но судебное решение не означает, что прокуратура в любой момент не может вновь предъявит экс-президенту обвинение. Дело в том, что суд не рассматривал дело Кучмы по сути и, соответственно, не признавал его невиновным, а лишь прекратил расследование по процедурным мотивам.
То, что в 2013 году расследование в отношении экс-президента возобновилось, связано со вступлением в силу нового уголовно-процессуального кодекса, который лишил граждан права оспаривать законность расследования. «По новой процедуре мы зарегистрировали постановление и начали расследование по установлению заказчиков убийства», — сообщил Ренат Кузьмин.
Кучма сможет обратиться в суд только в случае, если прокуратура «повысит» его статус в деле до «подозреваемого». Но адвокат Валентина Теличенко, представляющая интересы Мирославы Гонгадзе, вдовы убитого журналиста, отмечает, что пока что Кучме не вручено уведомление о подозрении. «Нет и официального сообщения прокуратуры о том, что кто-то подозревается», — отметила она.
Несмотря на уверенные заявления Кузьмина о причастности Кучмы к убийству, расследование его дела может оставаться замороженным как угодно долго. Новых доказательств его вины у прокуратуры нет, а «сомнительность» использования пленок Мельниченко в качестве вещдока признают даже в прокуратуре.
Указать на заказчика убийства мог бы Алексей Пукач, однако в суде по своему делу он предпочел взять всю вину на себя. Но главная проблема для обвинения заключается в том, что Кучма, даже если предположить, что он был причастен к содеянному, гарантированно не работал напрямую с исполнителями — коммуникация шла через экс-министра МВД Юрия Кравченко. А его допросить Ренат Кузьмин уже не сможет — Кравченко погиб (по официальной версии — покончил жизнь самоубийством) в начале 2005 года, вскоре после смены власти в Украине.
Мотивы высказывания Кузьмина по данному делу остаются загадкой. Валентина Теличенко полагает, что первый замгенпрокурора отлично понимает эфемерность идеи о том, чтобы посадить Кучму, а посему не рассматривает ее перспективу всерьез.
Теличенко предположила, что такой инструмент используется для давления на Кучму, который может стать свидетелем на других судебных процессах, инициируемых прокуратурой.
По словам Теличенко, источником проблем Кучмы, стали его недавние заявления о непричастности экс-премьера Юлии Тимошенко к организации убийства в 1996 году тогдашнего народного депутата Евгения Щербаня. Об этом Кучма заявил в начале февраля в интервью телеканалу «Россия». Он также отметил, что уголовное преследование Тимошенко негативно сказывается на имидже Украины. «Можно говорить о чем угодно, но возбуждать уголовное дело против Тимошенко никаких оснований нет. И я с этим абсолютно соглашаюсь», — сказал экс-президент и выразил сочувствие Тимошенко, добавив, что она «красивая, очаровательная», но жажда власти довела ее до той ситуации, в которой она оказалась.
Расследование нового «дела Тимошенко» является главным приоритетом Рената Кузьмина. И то, что Кучма опровергает данную версию, не может нравиться генеральной прокуратуре.