Объемы продаж 100 крупнейших мировых производителей (Топ-100) вооружения в 2011 году сократились по сравнению с прошлыми годами, утверждают эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). Такое случилось впервые со времени окончания «холодной войны», говорится в докладе SIPRI, пресс-релиз публикуется на сайте института. В исследовании не учитывались китайские экспортеры оружия из-за отсутствия открытой информации.
В 2011 году мировые продажи продукции военного предназначения 100 ведущих компаний составили $410 млрд, считают эксперты шведского института.
Речь идет как о внутреннем рынке, так и об экспорте оружия.
«По сравнению с 2011 годом этот результат компаний из топ-100 представляет собой 5-процентное сокращение в долларовом эквиваленте по сравнению с прошлым годом. За период с 2002 года продажи оружия компаний из топ-100 увеличились, тем не менее, на 51% без учета инфляции», — говорится в пресс-релизе SIPRI.
По мнению экспертов, снижению продаж оружия способствовали несколько факторов.
«Политика жесткой экономии, предполагаемые и фактические сокращения военных расходов, а также отсрочка программ по закупке вооружения оказали всестороннее влияние на продажи в Северной Америке и Западной Европе», — утверждают эксперты SIPRI.
В Топ-100 компаний, торгующих оружием, доминирующее положение продолжают занимать компании из США и Западной Европы. Первое и второе места остаются за крупнейшими производителями авиационной техники Lockheed Martin и Boeing, продавшими в 2011 году продукцию военного предназначения на сумму $36,27 млрд и $31,83 млрд соответственно. Причем в объеме продаж Boeing выручка от военных контрактов составила менее половины (46%).
В список 100 крупнейших производителей оружия входят восемь российских компаний, самое высокое место – 18-е, занимает Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). По данным SIPRI, ОАК в 2012 году продал военной продукции на $4,44 млрд, что на один миллиард больше, чем в 2011 году. При этом других продавцов авиационной техники из России, холдинг «Сухой» и концерн «Иркут», которые также входят в ОАК, эксперты SIPRI считали отдельно, они также входят в топ-100.
Помимо производителей авиационной техники в российскую часть списка SIPRI попали «Алмаз-Антей», продающий системы ПВО, «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), «Уралвагонзавод», концерн «Радиотехнические и информационные системы».
Шведский институт отмечает особое внимание западных компаний к вопросам кибербезопасности, называя этот рынок ключевым.
«Экспансия компаний, торгующих оружием на рынок кибербезопасности – четкий тренд, отмеченный в первой части топа-100, он обусловлен растущей политической и финансовой значимостью кибербезопасности как вопроса национальной безопасности», — отмечается в докладе SIPRI.
Такие компании, как Raytheon, BAE System и EADS Cassidian, входящие в первую десятку топ-100 ищут альтернативные источники получения доходов от гражданского сектора, сохраняя при этом свои позиции на рынке военных технологий.
Деятельности компаний занимающихся кибербезопасностью сосредоточены на обеспечении защиты программного обеспечения, обучении и консалтинге, а также на оперативной поддержке.
Данные SIPRI, не учитывающие рынок Китая, носят оценочный характер, считает директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) военный эксперт Игорь Коротченко.
«Ну как считать без Китая? Китай сегодня одна из наиболее мощных экономик мира и там военно-промышленный комплекс очень прилично выглядит. То есть без него данные SIPRI — это выборочная оценка», — полагает эксперт.
По оценке ЦАМТО, экспорт оружия за последнее время неуклонно растет. «В 2009 году он составил $46 млрд, в 2010 — $55,7 млрд, в 2011 — $64,8 млрд, в 2012 — $68,6 млрд. Речь идет об идентифицированных поставках, подтвержденных конкретными цифрами», — отмечает Коротченко. Эксперт предполагает, что сокращение объема продажи оружия касается внутренних рынков, прежде всего европейских стран.